44 предмета из фондов Вятского художественного музея им. Васнецовых в скором времени отправятся на реставрацию. В течение всего года над ними будут работать художники-реставраторы нескольких отделов ФГБУК «Всероссийский художественный научно-реставрационный центр имени академика И.Э.Грабаря». Сегодня, 20 апреля, экспонаты увидели представители кировских СМИ.
«Большинство из них никогда не покидало запасников музея из-за своего неудовлетворительного состояния. Но сейчас, благодаря многолетнему сотрудничеству музея и центра, у нас представилась возможность дать новую жизнь 44 экспонатам из разных коллекций нашего собрания», - рассказала Евгения Сазанова, гланый хранитель фондов Вятского художественного музея им. В.М. и А.М. Васнецовых.
Так, в отдел реставрации графики отправятся «тяжело больные» рисунки таких художников, как: В.Васнецов, А.Дейнеки, И.Репина. При этом графика вятских художников – М.Демидова, А.Исупова, Л.Куклина, Н.Румянцева – впервые окажется на реставрации. Елена Геннадьевна перечислила, какие дефекты есть у картин:
«Это прожухание листов, различные надрывы, проколы, заломы, загрязнения, пятна, а также непрофессиональная реставрация: подклейки, надставки, дополнения. Всё это будет удалено и ровно через год мы увидим эти экспонаты восстановленными».
Все дефекты художники-реставраторы исправят с помощью определённых методик. Например, заломы прессуются, дырки или утраты восстанавливаются с помощью доливки бумажного листа.
Более 10 лет продолжается сотрудничество музея с отделом реставрации тканей. В числе 44 экспонатов в Москву отправятся произведения художественного кружева. Их авторы – неизвестные вятские мастерицы конца XIX-начала XX века.
«Этими мотивами кировчанка могла украсить или бытовые предметы, или свою одежду. В данном случае, это совершенно уникальные мотивы с выплетенными из тончайших льняных нитей на коклюшках фантастическими животными: грифоны, или химеры, или ящеры. Надо сказать, это очень нехарактерно для кружева, которое стремится превратить природные мотивы в очень стилизованное орнаментальное изображение, - говорит Евгения Сазанова. - Кружево темнеет, как и бумага. Кое-где выступают коричневые пятна, похожие на ржавчину. Это и есть ржавчина от металлических игл, которые вкалывали мастерицы. Со временем, в процессе окисления они превращаются в ржавые пятна. Есть технологии, есть мастерицы, которые своими золотыми руками восстановят все эти предметы. Они будут белыми, ровными».
Московские специалисты будут заниматься не только реставрацией, но и научными исследованиями. Например, в Центре Грабаря попытаются узнать авторство картины «Дедал и Икар». Ранее считалось, что её написал Карл Брюллов, а в 1952 году картина побывала на реставрации.
«Настало время снова отправиться в реставрацию – новые технологии, новые возможности. Картину исследуют с применением достижений физики и химии. Её сфотографируют в ультрафиолетовом и инфракрасном свете, что даст возможность увидеть первоначальный рисунок. Кто знает, может снятые слои очень густого лака откроют нам подлинную подпись автора. Во всяком случае, если авторство Брюллова не подтвердится, для искусствоведов музея будет материал для дальнейшего исследования», - отметила главный хранитель фондов музея.
В отдел реставрации мебели уедут экспонаты из дерева: пряничная доска, кипарисовые кресты с резьбой и миниатюрная скульптура Мадонны с младенцем.
«Это небольшое, но очень достойное произведение искусства, которое с 1920 годов не показывалось в музее. Она вырезана, как предполагают, в первой трети XVI века каким-то западноевропейским мастером. Ничего подобного в нашем музее больше нет. Утраты, сколы, загрязнения и следы жука-короеда, который подточил деревянную основу. Думаю, что следует связаться в зарубежными коллегами, потому что подобные скульптуры были характерны для северного Возрождения, особенно для германской школы», - рассказала Евгения Геннадьевна.
В сектор полихромной скульптуры отдела реставрации темперной живописи отправится экспонат с головами трёх ангелов на резных облаках, который музей купил в 70-х годах у одного жителя Котельнича. На данный момент резьба находится под плотным слоем копоти, есть плесень.
2018 год для Вятского художественного музея станет первым годом сотрудничества с отделом реставрации скульптуры Центра. Его сотрудники будут восстанавливать работы русских и советских мастеров: К.Дёминой, П.Клодта, М.Матюшина, А.Мурзина. Их произведения сделаны из гипса, майолики, терракоты и природных материалов. Одна из работ – скульптура «Патриоты земли русской». Она сделана из гипса, который хранить проблематично – в неблагоприятных условиях он впитывает влагу и начинается разрушение изнутри.
«Для крепости скульптуры отливая гипсовую скульптуру, добавляют металлические прутья, связанные специальным образом. Это металлический каркас. Он корродирует внутри разрушающегося гипса и получаются крупные утраты», - пояснила Евгения Сазанова. Она отметила, что шансы на восстановление этой и других скульптур высокие.
После реставрации посетители музея смогут увидеть восстановленные экспонаты на выставках. Все работы проводятся за счёт федеральных денег, которые выделяются Центру академика Грабаря на реставрацию произведений искусства.