Министерству энергетики и ЖКХ Кировской области не хватает специалистов для контроля выполнения инвестиционных программ энергетиками и сетевыми организациями. Такую информацию получила региональная группа общественного контроля за формированием и соблюдением тарифов на жилищно-коммунальные услуги в Кировской области. Заседание состоялось во вторник, 4 апреля.
Инвестиционные программы – это работы по строительству, реконструкции и(или) модернизации тепловых сетей. Текущий ремонт, ликвидация аварий не попадают в перечень инвестиционных программ. По информации регионального министерства энергетики и ЖКХ более 300 теплоснабжающих организаций передают создают порядка 30 инвестпрограмм ежегодно.
Инвестиционная программа зависит от тарифа на тепловую энергию. Он должен быть доступным для потребителей и высчитывается РСТ на основе анализа темпов роста платы за коммунальные услуги с ограничением платы граждан за услуги, в соответствие с жилищным кодексом и реальным благосостоянием. Если инвестиционная программа утверждена вне концессионного соглашения, то превышать доступность тарифа для населения нельзя, а если программа утверждена в рамках концессии – можно.
Инвестиционные программы формируются с 2006 года на циклы от года до трёх лет. На первом этапе их принимала администрация города, но со временем эта функция перешла субъекту федерации. Утверждают их правительство Кировской области или министерство.
«На прошлом заседании мы долго выясняли, кто должен контролировать исполнение инвестиционных программ в области теплоснабжения. У нас есть постановление правительства Кировской области от 29 мая 2017 года. В соответствие с документом, основным органом контроля является министерство энергетики и ЖКХ. Основной формой контроля является рассмотрение отчётов, а также плановые и вне плановые проверки выполнения инвестиционных программ», - сказал Евгений Сметанин, член Общественной палаты Кировской области.
На заседании вопрос контроля инвестпрограммы ПАО «Т Плюс» рассматривался в рамках предстоящего договора концессии, который в настоящий момент разрабатывается в администрации города.
«Для меня концессия – это большая инвестпрограмма. Если мы не научимся контролировать ивестпрограммы, то что будет с концессией? Это долгосрочные вложения и должен быть соответствующий результат. На мой взгляд, тот контроль, который идёт со стороны министерства и РСТ недостаточный. Он сводится к проверке бумаг. Я считаю, что должна быть группа контроля, которая бы смотрела фактическое исполнение работ, проверку смет, материалов, диаметров. Я вижу, что такая группа должна включать в себя депутатов городской думы, заксобрания, представителей министерства, РСТ, «Т Плюс», общественности», - сказал Андрей Воробьёв, эксперт в сфере ЖКХ ОПКО, руководитель АНО «ЖКХ Эксперт».
По мнению участников заседания, группа должна следить за тем, чтобы деньги по концессии шли именно на модернизацию сетей, на глобальные мероприятия, которые приведут к уменьшению платы за услуги для потребителей, а не на текущий ремонт и латание дыр.
«Я в прошлом году приглашал на все крупные раскопки и перекладки центр общественного контроля ОПКО. Группа выезжала не раз. Я только «за», чтобы эта группа была и работала с нами. Все закупки у нас проходят на виртуальной площадке, почти все подрядчики – кировские», - сказал Сергей Береснев, директор кировского филиала ПАО «Т Плюс».
Как считает Роман Титов, зампредседателя Законодательного собрания Кировской области, если министерство энергетики и ЖКХ не может найти сотрудника для контроля, то никто не запрещает ведомству распределить обязанности среди действующих сотрудников. С этим мнением согласились участники заседания.
Отметим, что в Кирове 59% теплосетей эксплуатируются больше 25 лет – это 1051 км. Из них 858 км – собственность города, 403 км – сети ПАО «Т Плюс», 487 км – сети потребителей и сторонних сетевых организаций. Договор концессии позволит проводить модернизацию сетей в большем объёме, однако это отразится на размере платы за пользование тепловой энергией. Именно поэтому к концессии приковано большое внимание.