Инициативные граждане по всей стране активно призывают россиян бойкотировать торговые и развлекательные центры 31 марта. Как говорят активисты, таким образом они хотят обратить внимание владельцев заведений на проблемы безопасности. Ведь повторения трагических событий никто не хочет. Тем не менее, каждые несколько лет пожары уносят жизни сотни людей.
Почему это происходит? Меняется ли отношение бизнеса к безопасности после трагических событий? На эти и другие вопросы редакции ответил генеральный директор компании «СПБ-Сфера» Сергей Кассин.
Сергей Валерьевич о пожарной безопасности знает, наверное, практически все. «С 1996 года я работал во многих подразделениях: был и спасателем, и инспектором Госпожнадзора», - признался нам спикер. После этого ушел в «свободное плавание». Теперь следит за тем, чтобы у предприятий нашего города не было проблем ни с охранной, ни с пожарной безопасностью.
Сергей Валерьевич, за 22 года вашей работы произошло четыре самых страшных пожара. Давайте вспомним: пожар в самарском УВД (1999, 57 жертв), в доме престарелых в станице Камышеватская в Краснодарском крае (2007, 63 жертвы) и в клубе «Хромая лошадь» в Перми (2009, 153 жертвы) и ТРЦ «Зимняя Вишня» в Кемерово. Как эти события влияли на вашу деятельность?
Никак. Работа над ошибками проводится по факту, но комплексных мероприятий никогда не было.
Вы заметили, что бизнес стал сознательнее относиться к пожарной безопасности своих предприятий?
Честно говоря, все наоборот, и я знаю причины такого поведения. Бизнесмены сами об этом говорят. Во-первых, в последние годы экономическая ситуация в стране оставляет желать лучшего. Во-вторых, надзорная амнистия. Ее очень просили бизнесмены, но восприняли ее не совсем правильно. Предприятия начали думать, как сократить свои расходы. Кто-то экономит на расходных материалах, кто-то на зарплатах своих топ-менеджеров, а кто-то на пожарной безопасности. Буквально на днях мы получили уведомление о расторжении договора с одним нашим клиентом. Попросил узнать, в чем причина, и услышал очень нелепый ответ: «А нам не надо». И таких ответов было очень много. Сейчас же предприниматели активизировались: записываются на консультации и докупают то, чего им не хватает. Пока они немного растеряны. Ведь уже несколько лет их никто не проверял. Они понятия не имеют, что нужно для проверки.
Некоторые утверждают, что вопрос в стоимости систем. Действительно ли это так дорого?
Это абсолютный миф. Вот у меня в офисе стоит кофе-машина. На ее обслуживание уходит 500 рублей в месяц. Такая же цена у нас за обслуживание офиса в 200 кв.м. Да и в последние годы стоимость обслуживания значительно упала в связи с выходом на кировский рынок федеральных компаний. Но федеральные компании не приезжают в небольшие города со своим персоналом, а нанимают местные, то есть нас.
А что касается самих систем?
Тут трудно говорить. Все зависит от типа объекта, от самого производства.
Давайте смоделируем ситуацию. Если это офисное здание в 200 кв.м?
Вместе с установкой и работами минимальная стоимость будет 50 000 рублей. Но это примерно. Хотя если это будет офисный центр коридорного типа, то суммы будут уже другие.
А если это компания по производству стройматериалов?
Точную цифру мне назвать сложно. На стоимость влияет множество факторов. Нужно выезжать на место и смотреть. Обычно предприниматели сразу просят установить все, что нужно по «минималке», чтобы у инспектора не возникало вопросов. Все требования прописаны в сводах и правилах по пожарной безопасности. Перечень большой и сложный, зато понятный.
Кто-нибудь читает эти своды и правила среди бизнесменов?
Не все в них разберутся. Для этого нужно быть специалистом. Офицерский состав Госпожнадзора заканчивает профильные заведения, чтобы разобраться во всех тонкостях. Изучают даже принципы горения. Вот люди видят, что горит древесина. Но не все знают, что это газ внутри древесины горит, а не сама «деревяшка». Но такие нюансы не нужно знать обычным гражданам. Приведу другой пример. Многие до сих пор звонят в «03» в случае возникновения пожара и стукают огнетушитель об пол, чтобы он заработал. Вроде бы элементарные вещи. Но и о них все забывают.
Сергей Валерьевич, вот вы ходите по магазинам, торговым центрам и кинотеатрам, обращаете ли вы внимание, насколько там безопасно?
С детьми иногда там бываю. Ничего не могу с собой поделать, всегда осматриваю охранную и противопожарную системы. Видимо, это профессиональная деформация. Обязательно смотрю на планы эвакуации, огнетушитель и пожарный кран. При этом по ним сразу становится понятно, как компания относится к безопасности граждан. Они должны быть опломбированы. Если вы увидите, что пломбы сорваны, то знайте, что здесь давно никого не было с проверкой. У хорошего хозяина все чисто и все на своих местах. Еще я обращаю внимание на захламленность площади. Есть у нас в городе один торговый центр такой. Я был там однажды и очень удивился. Как можно было разрешить эксплуатировать такую торговую точку? Все захламлено. Если что-то случится, то людям даже бежать будет некуда. И такое халатное отношение владельца проявляется во всем, в том числе и в сервисе. Проще подогнать экскаватор к этому месту и снести, чем что-то исправить.
Сейчас много предложений по изменению законодательства. Какие нововведения предложили бы вы?
Я бы предложил закрепить на законодательном уровне обязанность предпринимателей сообщать надзорным органам, если они вдруг решили приостановить или расторгнуть договор об оказании услуг противопожарной безопасности. Тогда надзорно-контрольные органы знали бы, кто находится в зоне риска. Эта мера была бы очень действенной.
Какой совет вы дадите бизнесменам?
Хотелось бы призвать бизнесменов пересмотреть свои взгляды и все-таки во главе угла ставить не только деньги.