Галина Степанова: «Меценатство должно отмечаться»

Порталу ikirov.ru Галина Степанова рассказала о том, как создавался её музей, во что готовы вкладываться современные меценаты и будет ли меценатство и дальше развиваться в России.

В минувший четверг в Вятском художественном музее открылась выставка «Коллекция перемен». В экспозицию вошли самые характерные, самые яркие работы художников ленинградской школы живописи. А привезла выставку в Киров предпринимательница, меценат и директор уникального музейно-выставочного центра «Петербургский художник» Галина Степанова.

Порталу ikirov.ru Галина Степанова рассказала о том, как создавался её музей, во что готовы вкладываться современные меценаты и будет ли меценатство и дальше развиваться в России.

Галина Георгиевна, центр «Петербургский художник» работает уже с 2005 года. Как он был открыт, он начался с собственной частной коллекции?

На самом деле нет, появилось всё, можно сказать, «на пустом месте»: собственной коллекции у меня не было. Но уже лет семь зрела идея открыть картинную галерею. Я долго пыталась создать у себя в голове что-то внятное, со многими советовалась, но безрезультатно, пока ко мне не пришли художники-аргонавты - так они себя называли - и не привели с собой Перевышко Анатолия Ивановича.

То, что рассказывали ребята, мне было малопонятно. Они обсуждали персональные выставки, свои, которые у них уже бывали. А Анатолий Иванович сказал: «Давайте собирать коллекции картин - устраивать персональные выставки, собирать музей и выпускать журнал». Мне показалось, что это отличная идея, и мы объединились с Перевышко и начали работу.

Я была как чистый лист, а у Перевышко уже был опыт выставок плюс отличная память - он помнил, какая картина у какого художника на какой выставке висела, и это было очень полезно.Наша самая первая выставка проходила в очень маленьком бедненьком помещении, и я очень удивилась, что художник вообще согласился отдать свои работы. Тем не менее, с всё этого пошло. А так как Анатолий Иванович был знаком со многими художниками, мы приходили прямо в мастерские и договаривались. В итоге с Перевышко мы проработали семь лет, начали выпускать журнал, но потом наши пути разошлись. Сейчас мы с девочками-искусствоведами продолжаем ту же линию, и нашей галерее скоро пойдёт тринадцатый год.

Как попадают экспонаты в вашу коллекцию? Приобретаете у коллекционеров?

Нет, я приобретаю картины только из первых рук. Боремся, так сказать, за чистоту продукции. Обычно картины покупаются или у собственников-родсвтенников, или у самих художников. Например, мы делаем выставку на несколько десятков картин, берём работы в счёт выставки и ещё что-то покупаем, чтобы после выставки работы художника были и у нас.

Как выбираете работы, для музея, ведь наверняка не все художники будут вам интересны?

Не все. Во-первых, берём только реализм. Потом, нам интересны все художники из Академии художеств (Санкт-петербургская Академия художеств - прим.ред) - это особенно удобно, потому что все выпускники друг про друга всё знают: кто что писал, кто на каких выставках был, у кого какое творчество. Мы в самом составили список, по которому работаем до сих пор. Правда, не у каждого художника сохранилось творчество. Имя есть - а показывать нечего, все работы «разошлись». Ещё мы выпускаем журнал - раньше раз в квартал, теперь раз в год, - альманах, там мы пишем про наших художников, вообще о культурной жизни Питера, о том, что интересно и что хочется рассказать.

Часто ли художники неохотно отдают работы приходится ли их уговаривать?

Упрашивать приходится очень часто, отдают не всегда охотно, часто нужно возвращаться. Сначала могут пройти одни переговоры, потом вторые, посещение мастерской. Подготовка выставки тоже занимает длительное время, многое откладывается. Но мы стараемся, чтобы намеченные выставки проходили регулярно.

А по какому принципу отбирались работы для передвижной выставки?

Трудно сказать, все работы равноценны. Дело в том, что после стационарной творческой выставки одного художника мы выбираем для себя и оставляем от 15-20 работ. Что-то обязуемся только в музее выставлять, а что-то можем взять с собой.

Есть ли какая-то поддержка от государства для вашего проекта?

Не обращались.

Как вы считаете, каково положение меценатства в России сегодня?

Я думаю, что это движение определённо развивается. Я встречаюсь с разными людьми и удивляюсь, во что вообще люди вкладываются - безвозмездно, даром. Самые разнообразные проекты и идеи. И это правильно. Ведь заработал человек денег - а для души тоже что-то нужно. В том и суть, что люди это делают не для того, чтобы прославиться, а потому что считают, что это должно быть, так должно произойти. Если есть какая-то идея, хочется помочь ей воплотиться.

Есть взять средний портрет современного мецената, что во что люди вкладывают деньги чаще и охотнее?

Какой-то определённой тенденции нет. У каждого мецената а свои предпочтения, а складываются эти предпочтения из интересов. То есть что интересно - тому и будут помогать. Плюс у проекта обязательно должен быть виден результат, просто так свои деньги никто не будет вваливать.

И как, по-вашему, меценатство будет развиваться дальше?

Во-первых, все-таки это зависит от благосостояния людей. Во-вторых, государству стоило бы не то что прославлять, но как-то отмечать достойные дела и проекта. Так и меценатов появится больше. Не будет такого отношения, что просто люди с жиру бесятся. Если меценатство будет грамотно обустраиваться, у людей будет больше желания помочь.

А вам лично какие ещё проекты интересны? Чему бы хотелось помочь?

У нас есть текущий второй проект - я восстанавливаю федеральный памятник архитектуры, усадьбу Строгановых-Голицыных. И вот там поглощения материальных средств бесконечны, но это интересное дело. Усадьба частично восстановлена. Сейчас тем уже можно проводить праздники, устраивать галереи, что я и делаю - стараюсь как-то совмещать оба проекта. У нас там даже есть ферма с коровами, барашками, страусами, павлинами, мы отмечаем там все календарные праздники, Хэллоуин - очень, кстати, весёлый праздник. Уже отремонтирован парк, сейчас расширяем его, чтобы можно было сохранить пейзаж. И занимаемся этим всегда, бесконечно, круглый год.

Журналист

Похожие материалы по теме

Вартан Саркисов — биография, образование, этапы спортивной карьеры

Вартана Саркисова можно отнести к плеяде советских спортсменов, которые сами не достигали высоких результатов, но внесли огромный вклад в становление и развитие российской школы классической борьбы.

Вартан Саркисов — биография, образование, этапы спортивной карьеры

Вартана Саркисова можно отнести к плеяде советских спортсменов, которые сами не достигали высоких результатов, но внесли огромный вклад в становление и развитие российской школы классической борьбы.

Алексей Тайчер и его бизнес. Биография предпринимателя, мажоритарного акционера группы «ТФМ»

Алексей Роменович Тайчер прошел путь от помощника директора по финансам транспортной компании до владельца крупного холдинга. Разработка горных месторождений, финансовый и операционный лизинг, грузовые перевозки — это далеко не полный перечень направлений деятельности его предприятий.