Изучить опыт северных городов мира по уборке снега и использованию велоинфраструктуры в холодное время года смог кировский активист, организатор движения «Красивый Киров» Игорь Багин. Он поделился с порталом ikirov.ru своими впечатлениями и рассказал о перспективах Кирова.
«Это второй велоконгресс, где я побывал. Направления дискуссий были схожими с прошлым годом, но в этот раз больше говорили о езде на велосипеде зимой. Обсуждали уборку дорог, тротуаров и велодорожек; проектирование велоинфраструктуры, которой можно пользоваться зимой. Организаторы добавили секции, на которых обсуждали тему безопасности велосипедистов в рамках безопасной транспортной инфраструктуры», - рассказал в общих чертах о зимнем велоконгрессе Игорь Багин.
По мнению активиста, всё то, что обсуждалось на велоконгрессе, можно внедрить в Кирове, а все проблемы – в головах.
«В мире есть города, где так же холодно и много снега, но у них проходят дискуссии о том, как убирать город зимой, чтобы могли ездить велосипедисты. Например, канадские чиновники рассказывали, что в первую очередь они убирают снег с тротуаров и велодорожек на дороги, а только потом с дорог», - привёл пример активист. Он добавил, что Киров – не уникальный город.
На зимнем велоконгрессе его участники узнали о научном подходе, который используют в Финляндии. По словам Игоря, в специальной лаборатории создают искусственный снег, который по консистенции похож на настоящий, и добавляют различные противогололёдные средства, проверяя тем самым сцепление велосипедных колёс с асфальтом.
Тему сцепления узких колёс велосипедов с замёрзшей поверхностью изучают и в Канаде. На основе статистики исследователи пришли к выводу, что больше всего велосипедисты травмируются тогда, когда велосипед заносит и они падают на землю, а не от столкновений с другими участниками дорожного движения.
В России помимо Москвы есть пример успешного развития велоинфраструктуры, которая используется в том числе зимой. На велоконгрессе выступил мэр Альметьевска, город в Республике Татарстан. На данный момент в городе более 80 км велодорожек. Активно велосипедная инфраструктура начала развиваться 2-3 года назад. В Альметьевске также проводятся исследования. Среди них – тема влияния развития велосипедизации на здоровье населения. Исследователи увидели, что за 2 года:
- в городе уменьшилось количество заболеваний органов дыхания на 11% (2085 человек);
- уменьшилась смертность населения – на 11,6% меньше по сравнению с другими крупными городами региона;
- смертность трудоспособного населения уменьшилась с 721 человека в 2015 году до 509 человек в 2017 году;
- на 257 случаев (5%) уменьшилось количество случаев заболеваний сердечно-сосудистой системы;
- количество болезней нервной системы уменьшилось на 135 случаев (8%);
- велосипед используют 15% школьников и 6% дошкольников.
«Понятно, что там принимаются меры здравоохранения, как и в других городах региона, но в Альметьевске показатели выше. Этот город показывает, как в подобном [Кирову] климате можно ездить на велосипеде. Мэр говорит, что на любых улицах можно внедрить велодорожку», - подытожил Игорь.
Стоит отметить, что Игорь Багин не был единственным представителем города Кирова на конгрессе.
«Организаторы просили предоставить список чиновников, которых можно пригласить на конгресс. Я его подготовил, записал всех, кого можно пригласить и кто может повлиять на развитие транспортной инфраструктуры. Организаторы через Минтранс РФ разослали приглашения. От Кирова был один инициативный чиновник из управления по делам молодёжи, физической культуры и спорта администрации города. Правительство области отказалось от участия. Интересно, что чиновники из канадских городов писали во всех СМИ, что едут на крутой велоконгресс, а наши не смогли найти людей, чтобы отправить в Москву на два дня», - рассказал Игорь Багин. К слову, следующий зимний велоконгресс пройдёт уже в Канаде.
В ближайшей перспективе активист вместе со специалистом из администрации города разработают план мероприятий на текущий и последующие годы. При чём сейчас не идёт речи о непосредственном развитии велосипедной инфраструктуры. Первоочередной задачей стоит повышение безопасности автомобильного движения.
В мировой практике этого добиваются разными методами. Например:
- успокоение скорости движения автомобильного транспорта на нешироких улицах. Невысокая скорость движения потока автотранспорта позволит велосипедистам ощущать себя в безопасности;
- Vision Zero (принцип нулевой терпимости) – шведская программа по повышению безопасности дорожного движения и снижению смертности в ДТП. В Швеции действует с 1997 года. В первую очередь программа направлена на недопустимость ДТП со смертельным исходом. Решение этой задачи лежит не только на плечах автомобилистов, но зависит и от дорожных служб, и от проектировщиков.
Стоит отметить, что в конце октября 2016 года Игорь Багин разработал Стратегию развития транспортной инфраструктуры Кирова. Он передал её не только в администрацию города в общем порядке, но и лично Илье Шульгину. Если от администрации уже пришёл ответ о том, что на её реализацию в бюджете нет денег, то мнение её главы пока неизвестно.
На данный момент активист смотрит в будущее с позитивом. Он говорит, что в Кирове рано или поздно появится велоинфраструктура. Но одно дело, если это будут директивы сверху – на уровне Федерации меняются нормативы, и другое, если город начнёт меняться самостоятельно уже сейчас. Игорь считает, что развивая транспортную инфраструктуру Киров сможет удерживать молодёжь, а также стать более привлекательным для жителей других регионов и бизнеса.