Буквально на днях в Кирове состоялось значимое событие для всех любителей футбола. В наш город приезжали именитые тренеры Академии футбола «Зенит» - Дмитрий Радченко и Максим Мосин.
Для тех, кто подзабыл, напомним, что Дмитрий Радченко — легендарный советский и российский футболист, забивший в 1991 году мадридскому «Реалу» 2 гола на их собственном поле, играя за отечественный «Спартак».
Приехали гости не просто так, а на футбольный турнир «Nissan 2017», где свои таланты показывали юные футболисты. За день до самого мероприятия редакции портала удалось встретиться с почетными гостями и задать пару вопросов о будущем отечественного футбола.
Мне в руки попал интересный документ под названием «Общенациональная стратегия развития футбола до 2030 года». В документе говорится, что российский футбол, как и экономика, находится в кризисе. Как минимум семь лет. Вы согласны с этими временными рамками?
Радченко: А кто придумал эту Стратегию?
Экс-министр спорта Виталий Мутко. По крайней мере, его приветственные слова - на первой странице документа.
Радченко: почему эти временные промежутки? После 2008 года, когда мы были третьими в Европе, у нас произошел резкий спад. Видимо, поэтому эти даты и были взяты за основу.
Мосин: может быть еще и потому, что после 2008 года наши ведущие футболисты поехали за границу и не смогли там закрепиться.
Радченко: Андрей Аршавин более или менее блеснул тогда и оставил свой след, а остальные вернулись, и сейчас их уже никто не помнит. Значит, они не соответствовали нужному уровню.
Есть ли кризис в российском футболе, или его нет?
Радченко: кризис есть. Мы уже сколько времени выступаем плохо не только на уровне Сборной, но и на уровне клубных турниров. Не выходим из Лиги Чемпионов, не показываем тот футбол, который от нас ждут болельщики. Наших футболистов никто не знает, не знают о наших командах и т.д.
Если в нашей стране лишь две беды, то в футболе их три, согласно этой Стратегии. Это низкая популярность, нехватка профессиональных футболистов и сильная зависимость от спонсоров и государства. Так ли это?
Радченко: куда ни глянешь - везде беда. Просто наши руководители не хотят взять за основу опыт тех же англичан. Стратегия у нас не выстроена.
Какая система управления вам больше нравится: Германия, Англия?
Радченко: давайте посмотрим, кто у нас последние несколько лет доминировал в футболе? Это испанцы. Потом они отошли на второй план. Сейчас все смотрят на немцев. Ну и нужно отметить англичан. У каждого английского клуба есть своя стратегия и свое направление развития.
Что нам мешает перенять их методику: особенности менталитета или нехватка управленцев?
Радченко: я могу только догадываться. Среди руководителей крупнейших клубов мира («Бавария», «Барселона» - прим.ред) работают настоящие профессионалы, а не дилетанты. Люди, которые о футболе знают практически все.
Все-таки кадры решают?
Радченко: кадры решают все. Ты можешь быть офигительным менеджером, можешь знать, как заработать деньги, но при этом в футболе ничего не понимать. Спортивный менеджмент нужно развивать, а у нас его нет в стране.
У нас ведь учат этой специализации в России.
Радченко: возможно, но в последнее время я не вижу сильных.
Мосин: популярность футбола в Европе очень высокая. Кстати, сейчас на матчах в Санкт-Петербурге в новом стадионе собирается не менее 30 тысяч болельщиков. И это очень радует. Хотелось бы, чтобы таких мест было больше, а билеты были намного доступнее. Россия потихоньку прогрессирует.
Радченко: но у нас некоторые вещи происходят нелогично. Вот, например, Сборная сыграла товарищеский матч с «Динамо». Вот у меня вопрос: зачем нужен был этот матч? Ведь после него Сборная в рейтинге упала ниже Габбона. Об этом тоже нужно задумываться.
ФК «Бавария» - одно из самых главных туристических мест в Мюнхене. «Зенит-Арена» сможет стать таким же центром притяжения?
Радченко: может, но будет ли - вот в чем вопрос. Это не только футбольный стадион, это стадион города. Тут должны проходить крупные мероприятия, стадион должен зарабатывать деньги. Да и к тому же история строительства весьма интересная. Будем надеяться, что станет.
Мосин: пока стадион доводится до ума. Еще не вся инфраструктура готова. Людям сейчас достаточно непросто добраться до этого места. От метро идти далеко, и можно запутаться.
Радченко: есть нюансы, которые нужно исправлять и дополнять.
Большие надежды спортивный мир возлагает на Чемпионат Мира в 2018 году. В стратегии отмечается, что мероприятие поможет изменить восприятие этого вида спорта. Вы в это верите?
Радченко: конечно. Провести Чемпионат на высоком уровне мы сможем.
Мосин: соглашусь с этим. Подготовка к Чемпионату мира идет полным ходом. Можно вспомнить высокий уровень проведения Кубка конфедераций, а Чемпионат мира будет еще лучше. Мероприятие привлечет очень много зрителей. Мы все готовимся и помогаем.