Вятский художественный музей открыл двери реставрационной мастерской для самых любопытных посетителей. Вчера, 27 июля, ими стали кировские блогеры.
Главная цель экскурсии находится в глубине мраморного здания музея. Пройдя через полумрак коридора со скульптурами на хранении, блогеры оказались в небольшом кабинете: несколько столов, несколько шкафов с бумагами и химическими веществами. Под потолком установлено много светильников и направлены они на один большой стол — именно здесь «лечат» музейные экспонаты.
Например, Анатолий Никифоров, художник-реставратор, работал с масляной картиной Бориса Кустодиева «Свадебный пир» (1917 год). Экспонат готовится к отправке в другой музей и поэтому задача художника-реставратора — провести консервацию музейного предмета: укрепить участки с отслоением красочного слоя, которые могут себя непредсказуемо повести в процессе упаковки, транспортировки и экспонирования в Третьяковской галерее. Реставратор при посетителях показал, каким образом снимается грязь с картин и какие проблемы ещё предстоит решить на полотне.
Кстати, укрепление красочного слоя происходит с использованием рыбьего клея (содержит яд против вредителей) и папиросной бумаги, небольшого утюга и куска мрамора в роли груза. В целом работы займут пару недель.
На другой стороне стола лежала икона на деревянном основании. На ней местами видны лица и едва различимый церковный текст, а так же большое количество пыли, некоторые вздутия, грязь. Эта икона XVIII века ранее висела в одном из вятских соборов и ей предстоит полная реставрация. Инна Лаврова, художник-реставратор, рассчитывает справиться с этой задачей за 5 месяцев, но может потребуется целый год. Кстати, она окончила Санкт-Петербургскую художественную промышленную академию имени Штиглица, отделение реставрации живописи. После этого она стала работать Свято-Троицкой Сергиевой Лавре: реставрировала Успенский собор, трапезный храм.
В мастерской каждый посетитель экскурсии, как это сделали блогеры, сможет узнать о многих тонкостях реставрационного дела, особенностях борьбы с насекомыми-вредителями, которые часто портят те же иконы, увидеть инструменты, которыми орудуют реставраторы. И в дело идут даже инструменты из стоматологических кабинетов или кабинетов палеонтологов.
Следующим пунктом экскурсии стала выставка «Небо пишет красками святыми». В зале с выставкой можно увидеть то, как представленные на ней экспонаты проходили реставрацию во Всероссийском художественном научно-реставрационном центре имени академика И.Э. Грабаря. В прошлом году мы рассказывали читателям о том, как Вятский художественный музей начал использовать технологию дополненной реальности в своей работе.
Напомним, что эта выставка относится к числу тех, где только приветствуется использование смартфонов и планшетов с установленной на них программой «Искусство реставрации». В приложении, при наведении камеры устройства на определённые экспонаты (они помечены специальным знаком — прим. ред.), посетитель сможет узнать историю объекта, увидеть его состояние до реставрации, во время и после неё. Более того, любители селфи смогут удивить друзей фотографией, на которой они смогут сфотографироваться с картиной или иконой как будто до реставрации. А есть и такие иконы, где поверх одного слоя художники рисовали другой. В итоге на выставке посетители видят только самое раннее изображение, а в приложении — ещё и позднее.
Стоит отметить, что изначально экскурсия к художникам-реставраторам создана для школьников. Музейные работники уверены, что тем самым они работают на перспективу — показывают профессию, где всегда будет работа (музейные экспонаты даже после реставрации не становятся вечными — прим. ред.). Особенно это важно для старшеклассников.
Чтобы отправиться в гости к реставраторам музея, необходимо обратиться в музей для записи. Максимальное количество человек в группе — 8. Кроме того, для прохода в реставрационную мастерскую потребуются паспортные данные.