Сегодня, 11 мая, для кировских СМИ в фойе мраморного здания художественного музея выставили 8 произведений искусства. Все они прошли реставрацию во Всероссийском художественном научно-реставрационном центре им. Грабаря. В разных отделах центра восстанавливается часть собрания музея им. Васнецовых. «У нас тут лицо от улыбок не закрывается», - сказала Татьяна Мазур, директор музея, показывая экспонаты.
«Год назад мы здесь впервые устроили так называемые проводы произведений из наших коллекций. Практически все они были в запасниках, поскольку были в печальном состоянии. 22 предмета отправили в Москву за счёт федеральных средств. Сегодня мы намерены представить те самые предметы, которые показывали год назад. Они в чудесном состоянии», - сказала Татьяна Сергеевна.
Икона, картина, два серебряных креста и серебряный кубок с кокосовым орехом, а также три кружевных полотна — такой набор экспонатов представили сотрудники музея.
«Второй раз мы проводим презентацию вернувшихся отреставрированных произведений. Мы работали с мастерской реставрации масляной живописи, темперной живописи или иконописи, реставрации тканей, реставрации металла», - сказала Евгения Сазанова, главный хранитель музея, и провела небольшую экскурсию.
«Икона XVIII века «Благовещение». Она происходит из одного из вятских соборов, ныне разрушенных. С 1930 годов она находилась в наших фондах, но мы никому её не показывали из-за его плачевного состояния: по нижнему краю шли разрушения красочного слоя и грунта, вся икона была покрыта непроницаемой чёрной олифой; на ней скопилась грязь, копоть от свечей. Практически невозможно было увидеть ни красную киноварь, ни красивый зелёный цвет.
Результат реставрации нас удовлетворил. Особых сложностей с ней реставраторы не имели. Все дефекты на ней — типичные для произведений искусства того времени. Поэтому художник-реставратор, который вёл работы, пригласил художника-реставратора на стажировку из провинциального музея. Совместно с ним закончилось восстановление иконы. В перспективе икона может появиться в экспозиции «Небо пишет красками святыми», а этапы реставрации можно будет увидеть в мобильном приложении «Искусство реставрации».
«Иосиф у жены Пентефрия». Над ней трудились сразу два молодых специалиста-стажёра отдела масляной живописи. До реставрации это был очень вялый, продавленный холст со множеством дыр, отверстий, осыпей красочного слоя с приподнятым кракелюром красочного слоя (трещины, отставание от ниже лежащих слоёв краски — прим. ред.). Было большое загрязнение и бактериологическое поражение, что характерно и для икон. Показывать картину было невозможно.
Стоит отметить, что дефекты картины описал ещё Николай Хохряков, известный вятский художник, хранитель картин музея, в 1927 году. Евгения Геннадьевна зачитала текст из карточки предмета:
«Из дефектов нужно отметить: живопись в нескольких местах потёрта, продавлена. На левой руке Иосифа около локтя протёрто даже полотно от небольшого сквозного отверстия с выпадом краски. По окружности пятна идёт царапина вниз».
«Нам отрадно, что в 2017 году вещь приобрела совершенно экспозиционный вид и готова к показу на тематических выставках или в постоянной экспозиции», - подытожила Евгения Геннадьевна.
Сама картина — копия XIX века с работы болонского художника Карло Чиньяни 1680 года. Оригинал находится в галерее старых мастеров в Дрездене. Этот сюжет, имеющий эротический подтекст, был очень популярен для салонной живописи. Его часто копировали: как с оригинала, так и с многочисленных гравюр.
Кроме того, на презентации журналистам показали работу отдела реставрации металлов. Кубок 1773 года и два наперсных креста конца 17-го столетия. Все изделия сделаны из высокопробного серебра. Их отправили на реставрацию по таким причинам, как: окисление серебра, деформация.
Кстати, одна из особенностей научной реставрации — все её процессы обратимы. То, что дополнено, можно уничтожить и вернуть предмет в первоначальную форму. Например, реставраторы склеивали кокос, который выполняет роль сосуда, а незаполненные трещины заполнили специальной водорастворимой мастикой и тонировали всё в шоколадно-коричневый цвет.
Кружевные мотивы из льняных нитей. Труд титанический, говорит Евгения Сазанова, Эти произведения в центре Грабаря вызывают подлинный восторг у специалистов, потому что даже в 21 веке совершенно не понятно, как это было сделано. Это мотивы литературных произведений: «Золушка», «Красная шапочка», «Пустынник и медведь» - басня Крылова, перевод басни Лафонтена. Кружевом выплетена сцена убийства.
Пройдёт какое-то время и отреставрированные предметы искусства пополнят постоянные или тематические экспозиции Вятского художественного музея. Напомним, что 19 апреля мы писали о проводах 30 экспонатов на реставрацию в центр им. Грабаря: 30 экспонатов из Кирова отправятся на реставрацию.