«Я родился в Армении, в 1989 году моя семья переехала в Азербайджан, а уже в девяностых - в Киров. С тех пор этот город стал для меня второй родиной. Я здесь чувствую себя комфортно, здесь у меня прошла учёба, появились друзья, здесь кипела и кипит жизнь», - так рассказывает бизнесмен, общественник, президент кировского благотворительного фонда Азербайджан Элунур Гусейнов о том, почему для него важен Киров.
Как складывалась и складывается общественная работа здесь, какой из проектов он считает самым перспективным и с какими проблемами сталкиваются некоммерческие организации в Кирове? Об этом - в интервью ikirov.ru.
С чего началась общественная деятельность?
Со школы. Ещё школьниками мы с друзьями старались делать какие-то общественно-полезные дела - собирали макулатуру, помогали бабушкам, участвовали в различных мероприятиях. Тогда мы были уверены, что добрые дела, безвозмездные, необходимы. С этим пониманием я пришёл в студенческую жизнь, где продолжил заниматься волонтёрской деятельностью. Время шло, появлялись общественные организации разного формата, и я почувствовал, что у них есть потенциал, что этот сектор надо развивать. Многие говорят: «Общественники много болтают и мало делают», а я решил доказать обратное.
Какой тогда представляли себе работу общественника?
Изменить мир и свернуть горы не было в планах. Но мы всегда мечтали помогать старикам, инвалидам, тем, кто попал в тяжёлую ситуацию. Начиная хотя бы с мелочей - уступить место, помочь перейти дорогу или донести продукты. Необходимо показать своё воспитание, культуру, привить это в обществе - это тоже сродни общественной революции. К тому же я не русский человек. Когда я учился в школе, меня не обижали, конечно, но тем не менее я чувствовал иное отношение. Меня обижало, когда говорили, что азербайджанцы могут только арбузами торговать, армяне только сапожниками работать, а грузины и вовсе сплошь «воры в законе». Я решил: надо доказать, что это не так, и начать надо с себя. А другие люди увидят и за мной пойдут.
Всё ли получилось так, как хотелось?
Я не жалуюсь. Конечно, когда мы были молоды, амбиции были очень большие. Раньше какое бы мероприятие ни было - всюду надо поехать и везде поучаствовать. Сейчас уже не так. Сейчас я семейный человек, и специфика работы другая: стараемся сами создавать мероприятия и сами в них участвовать.
Один из крупнейших ваших проектов - Парад дружбы народов. Как он появился?
Я не скажу, что это лично мой проект. Напротив, я бы один ничего не смог сделать. Однако изначально идея была такая: мы живём в многонациональном субъекте. И необходимо создать мероприятие с такой изюминкой, которая помогала бы людям не то что становиться более толерантными - я не люблю это слово - а мирно интегрироваться, с уважением относиться друг к другу. Ещё в 2010 году мы постоянно проводили различные мероприятия на разных площадках, в кулуарах, создавали какие-то локальные проекты. Но хотелось показать всему народу, кто с нами рядом живёт, какие есть национальности, каковы их особенности, чем они могут быть нам интересны и чем мы можем быть интересны им. К примеру, я люблю российский народ, в России богатый колорит национальностей. Я люблю в том числе и русский народ, русские традиции и культуру. Я изучаю традиции, историю и культуру России, потому что если не изучал бы, не смог бы интегрироваться. А интеграция нужна. Если бы я жил, скажем, в Германии, Испании или в азиатских странах, я тоже должен был бы знать язык, историю и традиции страны, в которой живу, и знать её национальный колорит. Этими идеями я поделился с командой, мы написали письмо с просьбой о поддержке в правительство и ОПКО, и вместе с Вячеславом Тихоновым совместно стали развивать этот проект.
И я всегда испытываю гордость за Парад, за то, что это наше, кировское, вятское. А вот когда мы впервые согласовывали его проведение с городом, администрация не хотела его разрешать. Не понимали потому что - что за Парад? Что за фестиваль национальных культур? Как люди отреагируют? Они нас отправили в Нововятск. А потом увидели, как это красиво, как это здорово - и уже на следующий год мы «переехали» в Александровский сад. В этом году власти сами просят, чтобы Парад провели на Театральной площади.
Парад сегодня известен в 22 субъектах России, а как идёт работа с ними, как присоединяются новые участники?
Мы постоянно пишем письма в другие субъекты, презентуем Парад и приглашаем присоединиться. Помогает ОПРФ и другие общественные организации, люди сами с удовольствием подписываются. Видят нашу презентацию, как это хорошо - и знают, что им это нужно, потому что в каждом субъекте проживает множество национальностей, которые могут быть интересны. В ближайшее время мы планируем подписать соглашение с Азербайджаном, чтобы там в этот же день - десятого или двенадцатого июня, в выходной день - и в Азербайджане на парад вышли люди в национальных костюмах. Также идут переговоры с Польшей, Болгарией и Абхазией. Недавно согласовали проведение парада в Крыму, в Дагестане, сейчас переговоры идут с Чечнёй, Республикой Ингушетией. Мы стараемся, чтобы субъекты из Северного Кавказа более активно принимали участие, потому что в них очень богатый национальный состав.
Говорят, что у каждого учителя есть свои любимчики. А у вас есть любимый проект?
У нас есть проекты очень масштабные, а есть маленькие точечные, но с серьёзным потенциалом. Наверное, самый мой любимый - это «Уроки мира». Парад дружбы народов, например, тоже прекрасный проект, идеальный для сближения разных национальностей. Но «Уроки мира» - это уже нечто более серьёзное и глобальное. Потому что в будущем наша молодёжь должна понимать, кто рядом с ними живёт, и на Уроках мы работаем более точечно в этом направлении. Сейчас мы хотим получить для «Уроков мира» поддержку РАН и тоже вывести их на всероссийский уровень. «Уроки мира», по моему мнению, более затяжной познавательный проект. Парад дружбы народов пройдёт и завтра, может быть, забудется, а «Уроки мира» останутся надолго.
Можно ли считать общественную деятельность благодарной? Чувствуется ли от неё отдача?
Я бы не сказал, что общественная деятельность неблагодарная. Меня она вдохновляет. Но есть люди, которые ничего не могут сделать, а только готовы критиковать. Иногда обижает, что нет внимания к общественникам и к их делам, кроме критики, хотя мы всё делаем от души. Многие говорят, что мы пиаримся - ну так пойдите и тоже что-нибудь сделайте, и пиарьтесь на своих делах сколько угодно. Потратьте свои деньги, силы, время на благое дело, и я вашу руку обеими своими пожму, и обниму, и скажу - молодец, хороший человек. Даже если это будет пиар, если таких людей будет больше, наше общество будет лучше.
Существует такое понятие, как гражданское общество. Как Вы считаете, развито ли оно в нашем регионе?
Здесь нужно понять в первую очередь, что такое гражданское общество. Многие говорят: мы все граждане нашего региона, без нас не было бы Кирова. Значит, мы - общество. Я немного по-другому размышляю. Для меня гражданское общество - это общество, в котором мы объединённо консолидированно работаем, это некоммерческий сектор. Это те, кто бесплатно делает хорошие дела. И если мы будем развивать некоммерческий сектор, будем вкладываться в различные проекты, создавать мероприятия и работать вместе, мы многого добьёмся. Гражданское общество, прежде всего, строится на бескорыстии.
А чего не хватает гражданскому обществу, некоммерческому движению в Кировской области?
Я отвечу коротко - не хватает личностей. Личностей, за которыми можно было бы пойти, которые бы вдохновляли. Проблема в том, что мы не умеем объединяться. Если за мной идёт сто человек, за вами двести, мы можем объединиться, и за нами будет уже триста. А у нас всё не так. У нас люди как в басне «Лебедь, рак и щука» - каждый тянет в свою сторону. К примеру, есть одеяло. Умный человек натянет его на себя и укроется от дождя и ветра. Мудрый - другим уголком с товарищем поделится. А глупый за пазуху спрячет, будет нести не над собой, а под себя прятать - ни себе, ни людям. К сожалению, у нас сейчас таких большинство.
Помимо вывода проектов на всероссийский и международный уровень, что ещё у Вас в ближайших планах?
У нас есть ещё один важный проект, который в этом году будет проходить уже не первый год. Это Религия против терроризма.Изначально, в 2012 году, он проходил в формате теологического форума, чтобы все религии могли принимать участие. мы хотим донести до общества, что все основные религии мира - будь то православие, ислам, буддизм, иудаизм - это религии мирные. Необходимо, чтобы люди это понимали, что религии - против насилия. Мы сейчас тесно работаем с Кавказом. Люди долгое время считали, что оттуда исходит опасность. В этом году мы хотим пригласить новых спикеров из Чечни, Республики Ингушетии, Дагестана, и сделать интерактивное мероприятие серьёзного масштаба.