Сегодня, 2 марта, в библиотеке им. Герцена состоялась встреча активной молодёжи с главным прокурором Кировской области. Мероприятие прошло в рамках проекта «Диалог с прокурором», который создан Общественной палатой РФ совместно с Генеральной прокуратурой РФ и проходит на территории всей России. Кировская область стала 37-й по счёту.
Модератором встречи стал Сангаджи Тарбаев, председатель комиссии по поддержке молодежных инициатив Общественной палаты Российской Федерации. По итогам мероприятия будет создан определённый отчёт, который общественная палата отправит в генпрокуратуру.
Николай Журков, прокурор Кировской области, начал с небольшой лекции о прокуратуре: истории, её предназначении и функциях. Он также поведал о том, что в регионе за 2016 год выявлено 72 тысячи нарушений закона - «это очень много», подчеркнул прокурор. Основные сферы нарушений: трудовое законодательство (невыплата заработной платы: у работодателей перед работниками уже около 20 млн долгов), жилищное законодательство, борьба с коррупцией.
Вместе с представителями активной молодёжи и общественниками гости обсудили ряд наболевших проблем. Самыми горячими стали зарплаты учителей и жильё для детей-сирот.
Александр Усатов, правовой инспектор труда кировской областной организации профсоюза работников образования, задал вопрос про низкий размер зарплаты работников образования:
«В соответствии с майскими указами президента, зарплата педагогических работников должна быть не ниже средней зарплаты в регионе. Однако уже второй год мы констатируем, что зарплата становится ниже, и одна из причин — это постановления правительства Кировской области, которые снижают норматив финансирования каждый год, а иногда и задним числом. Мы неоднократно обращались по этому поводу в прокуратуру, однако нарушений установлено не было».
Николай Журков, прокурор Кировской области:
«Действительно, в мае 2016 года постановление правительства скорректировало некоторые аспекты зарплаты учителей. Проверка показала, что всё сделано в пределах компетенции, нарушений с точки зрения законов и указа президента не было».
Тему про детей-сирот поднял Константин Ситчихин, член регионального штаба ОНФ в Кировской области и член Общественной палаты Кировской области:
«Генпрокуратура с 2014 по 2016 годы выявила порядка 83 тысяч нарушений прав сирот, а именно по предоставлению жилья. Мы неоднократно выезжали в дома, где им предоставляются жилые помещения. Нельзя сказать, что это стоит 27 тысяч рублей за квадратный метр. Находятся они в наихудшем состоянии, пусть это и свежее жильё. Хотелось бы услышать, сколько нарушений было выявлено в 2015-2016 году в Кировской области и какие меры прокурорского регулирования существуют?»
Николай Журков, прокурор Кировской области:
«В 2017 году, если не ошибаюсь, 860 человек должны получить жильё. Сами понимаете, на обеспечение этой категории граждан жильём требуются значительные материальные средства. Поэтому сначала мы заставили органы власти изыскать эти деньги. Если в 2013 году сумма на эти цели выделялась в размере 140 млн рублей, то в 2016 году - 554 млн рублей, а на 2017 год - 570 млн рублей. Вторая задача - эти деньги должны тратиться правильно и жильё должно быть полноценным. Нарушений в 2016 году порядка 140, но в первую очередь они связаны с бумажной работой, наказано 52 чиновника. Серьёзных нарушений с качеством сдаваемого жилья на данный момент не выявлено».
По поводу серьёзных нарушений Владимир Шабардин, уполномоченный по правам ребёнка в Кировской области, сказал:
«В Нововятске на улицах Ленина и Рухлядьева были три недели назад с прокуратурой. Мы говорим, что серьёзных нарушений нет - в эти дома возвращаемся не в первый раз. На улице Ленина в современном кирпичном доме дважды за неделю замерзала холодная вода - это ненормально. Мы никак не можем добиться от городской администрации понимания, когда заканчивается гарантия у дома. Сейчас там в подвале стоят насосы, которые каждую весну выкачивают воду. Когда закончится гарантия, на насосы будут скидываться уже дети-сироты. Мы понимаем, что та фирма, которая строила дом, её уже нет, это фирма-однодневка. На ул. Рухлядьева в доме полы деревянные, а поверх них кладётся плитка. Она уже отошла. Что будет с этим домом через год - неизвестно».
Константин Ситчихин добавил ещё несколько примеров грубых нарушений со стороны властей в части предоставления жилья сиротам.
«Я записал два адреса. Пожалуйста, подготовьте мне с конкретикой другие адреса, где видите проблемы. Обязательно вернёмся к этой теме», - пообещал прокурор.
Кроме того, на круглом столе обсудили такую тему, что заселять детей-сирот в один дом — ошибка. Дети попадают в тот же социум, в котором они находились в детских домах. Выход — сирот надо селить в те дома, где живут обычные граждане. «Не должно быть специализированных домов», - считают общественники.
Султан Хамзаев, член ОПРФ, посоветовал активистам проводить свои расследования с юридическими лицами: «Если фирмы-однодневки исчезают, то чиновники никуда не деваются. Как правило, два-три года они остаются на своих местах».