В 1970-е годы ансамбль танца «Быстрянка» из Областного дома народного творчества был единственным кировским коллективом, который выезжал с концертами за рубеж — в Индию, Болгарию и Румынию.
Сейчас в ансамбле занимается 46 человек. Каждый в жизни уже состоялся. Есть танцоры-полицеские, есть врачи, есть учителя... Руководит «возрастной» «Быстрянкой» Заслуженный работник культуры РФ Вячеслав Жигалов. Он сам бросил танцевать (если, конечно, танцы можно «бросить») только два года назад. Еще в 2014-м выходил на сцену в образе цыгана...
Сегодня Вячеслав Афанасьевич замечает, что не идут в народные танцы взрослые люди. Стесняются, может быть? Меньше стало танцоров-мужчин. И мальчишек чаще отдают не в танцы, а в спорт.
Накануне 23-го февраля мы, конечно же, обсудили с руководителем народного ансамбля, почему так происходит? Нужны ли мальчикам танцы? И зачем выходить на сцену в тридцать и сорок лет?
- Вячеслав Афанасьевич, зачем Вы создали возрастной народный коллектив? Он до сих пор остается единственным в своем роде в Кирове.
- Еще в молодости, на одном фестивале, я увидел ансамбль, где самому молодому участнику было 60 лет. Коллективов в Кирове много. А возрастной коллектив — только один. Если посчитать, то средний возраст наших танцоров — 30 лет. Есть мамы с двумя и тремя детьми... Есть танцоры из разных профессий: полицейские, врачи, медсестры. Но все они с опытом, готовые концертные исполнители. В «Быстрянку» приходят те, кто где-то когда-то занимался народными танцами. А потом как выброшенным оказался...
- Все верно, в обществе считается, что танцами занимаются в школе, в крайнем случае, в институте. А дальше — всё. Вы так не думаете?
- Я бросил танцевать два года назад из-за проблем со здоровьем. До 2014 года выступал. Есть у нас люди за сорок, под пятьдесят. Может, в какой-то промежуток времени, когда выходят замуж, рождаются дети, танцовщицы и танцоры бросают занятия, но танец остается в душе. Трудно сказать, почему люди после перерыва не возвращаются в народные коллективы. Идут же на шейпинг. Это та же физическая нагрузка. Стесняются, может быть... Нужно просто переступить этот порог, преодолеть боязнь какую-то.
- Что объединяет участников «Быстрянки»?
- Танец! Желание себя показать на сцене, энергетически себя реализовать. Я видел одну фотографию: во время концерта сфотографирована сцена, весь кадр — в светящихся энергетических шариках. Вот так танцорам хочется отдать свои эмоции. Здесь они забывают обо всем. Единственное наше условие — лучше приходить подготовленным танцорам, тем, кто когда-то раньше занимался. Начать с нуля будет сложно. С одной стороны, наш коллектив сравнить не с чем, но уровень подготовки наших участников хороший.
- А где Вы танцевали?
- Начал с 1969 года, как здание будущего ОДНТ выстроилось. Пришел мальчиком, только в 1972 году у коллектива появилось название. Потом немного танцевал в государственном ансамбле танца «Марий Эл», но ситуация так сложилась, что мне пришлось вернуться в Киров. Танцы поддерживали меня, и я так сразу был настроен, что останусь в танцах. Заочных хореографических отделений тогда не было, поэтому, наверное, я и не закончил институт, но у меня были очень хорошие преподаватели.
- Вы как-то рассказывали, что на гастроли «Быстрянка» вывозила очень много мальчишек, не считая девочек. Где сейчас юноши в танцах?
- Их очень мало. Все в основном преходящие — то есть готовятся под конкретные выступления. Сейчас такая ситуация, что родители с негативом относятся к мальчикам в танцах. Я говорю о народных коллективах. Видимо, это идет от хореографических училищ. Когда мальчики там живут, они постоянно тренируются вместе с девочками, так что часто девчонки их перестают интересовать... Но между классическим танцем и народными есть огромная разница.
- Мужчины и танец — это совместимые понятия?
- Сейчас считается, что детей нужно больше склонять к спорту. Но я давно вычитал такой факт: самую большую мышечную массу дают хореография и акробатика, самое большое количество мышц задействовано. У пловцов — верхняя часть тела развита, у бегунов — нижняя, а в танце — все тело.
- Какие качества в мужчине способен воспитать танец?
- В первую очередь, физическую подготовку. Я говорю про своего внука: ну не станет от танцором, не станет фигуристом, но уже сейчас он физически готов. В школе его разовьют в интеллектуальном плане, а физически кто его будет развивать? Два-три урока физкультуры в неделю? Сейчас у него нет ни одного дня без физической нагрузки. Он стал меньше болеть.
Сын одного из знакомых учится в 10 классе. Я рассказываю ему, как его отец писал из армии: «Один раз прошел строевую, и меня дальше освободили». Во-первых, у него физически ноги готовы, а во-вторых, если он поднял ногу 90 градусов, так поднял, и даже сапоги не помешают. А у нас концертную программу целую отработаешь — и ты физически готов. Вот это плюс. Кроме того, танец дает развитие. Не хвастаюсь, но у нас около 10 милиционеров, вплоть до подполковников. Есть участковые, есть криминалисты. Кто-то уже на пенсии, а все танцует...
- А нескольких занятий в неделю мальчишке хватит?
- Если человек чем-то занимается — это прекрасно. Как-то раз на катке я познакомился с мальчишкой, играл с ним в хоккей. Парня звали в «Родину», я позвал в «Быстрянку». Пришел ко мне. Еще пример. Мама танцевала, а папа хочет, чтобы сын был спортсменом. Ребенок ходит на борьбу и к нам. Я советую танец совсем не бросать, а вставать хотя бы в один — два номера.
- Откуда ваши танцы? Все передаются из поколения в поколение?
- Что-то, к сожалению, утеряно. Когда здесь работал Владимир Захаров, была хорошая программа. Так получилось, что новый руководитель сменил состав, набрал молодежь. Многие номера были забыты. Например, когда я начинал, был номер «Вятские гармошки», поставленный еще в 1972 году. В 1974-м я его танцевал. Когда вернулся после училища в Киров, программы уже не было. Я собрал старичков, ребят, попросил вспомнить. Обратился к руководителю, который этот номер ставил. И мы восстановили танец.
А есть номера современные, продиктованные временем. Один из наших мальчишек ушел в армию, служил в Свердловске. Погиб... Стоял на посту, старослужащие навеселе начали стрелять... Ничего его родители тогда не добились. Мы сделали очень хороший номер на эту тему, обо всех парнях, погибших в армии. Зал вставал...
В народном направлении работаем, наверное, только мы. Да, есть народные коллективы в Кирове, но у них все-таки детское направление. А когда зрители видят взрослых на сцене, появляется совсем другое отношение.
- Много сегодня желающих танцевать народное?
- Желающих танцевать народное с каждым годом меньше. Каждую осень бывают звонки, люди спрашивают, какие у нас танцы. Как только узнают, сразу же кладут трубку. Жаль, что мы свое искусство, не только русское, народное, забываем.
- Что скажете по современным направлениям?
- Я не смотрю танцевальные шоу, но один раз видел, как участвовали два горца, на отборе станцевали свое, а дальше их попросили показать что-то на свободную тему. На что горцы ответили: «Мы не можем в этих костюмах, нам нужно переодеться». В своих национальных костюмах не могут! Уверен, что молодежь даже не заметила эту деталь, не восприняла. А мы стараемся сохранить те ценности, которые есть в нашей культуре.
- Мы знаем, что Вы сами придумываете конструкции для номеров? Из интереса или чтобы сэкономить?
- И сэкономить, и украсить. Мы могли бы в одном и том же танцевать, но хочется поменять, сделать лучше. Увидел идею - надо попробовать у нас. Вот, например, для одного танца нам понадобились скакалки. Мы решили сделать их разноцветными. Если бы обматывали просто нитками, они бы начали мошиться при контакте с полом. А я сделал резиночки, которые нагреваешь, и они прилипают. Люди приносят мне старые фены - сижу и делаю.
Или вот еще: собрали старые джинсы, вместе с костюмерами придумали костюмы для танца «Валенки». Подложили под вырезы ситец, еще до того, как мода на него пошла. А потом появилась еще одна идея: валенок должен быть красивым! Взяли и вырезали узоры, подложили этот же ситец, получилось красиво. Подумали, что нужно и к современности быть ближе - сделали бейсболочки.
Один мальчишка, руки золотые, смастерил нам короны. На хороводе в какой-то момент свет выключается, и наши короны светятся! Один раз на конкурсе жюри сказало: не по канону! А мы думаем: как еще молодежь привлекать? Мы, не ломая стереотип хоровода, добавили современности. У меня нет больших денег на большие перемены. Зато есть много мыслей и идей.
- Тем не менее, все занятия в «Быстрянке» для всех абсолютно бесплатные. Почему?
- Считаю, что народное должно быть бесплатным, только на поддержке. В ответ мы выступаем на всех концертах дома творчества, делаем свои отчетные концерты. Работы много. Было бы желание.
- Вячеслав Афанасьевич, спасибо! Сил и вдохновения!