В Театре на Спасской рассказали о премьере спектакля «Midea»

Перфоманс «Midea» — вторая серия Проекта [80].

Спектакль на основе древних текстов и принципов минимализма; звуковое оформление из шумов и неконкретных звуков; поиск тонкой грани безумия — всё это новая постановка Театра на Спасской «Midea». Сегодня, 21 февраля, кировским журналистам рассказали об этой премьере.

Перфоманс «Midea» — вторая серия Проекта [80]. В первой его части, посвящённой юбилею театра, пытались раскрыть тему времени в истории страны и театра. Вторая же часть связана со столетием русской революции.

«Мы решили обратиться к самым древним театральным текстам: античная драматургия, драматургия Еврипида. В основе нашей постановки лежат пьесы «Вакханки» и «Медея». Мы делаем композицию и некоторые фрагменты пьес актуализируем. Переводы древних текстов сложные для восприятия, поэтому мы берём мотивы и пересказываем их. Пытаемся срифмовать с нами сегодняшними, - сказал Степан Пектеев, режиссёр Театра на Спасской. - Как-то так случайно совпало, но когда была назначена дата премьеры, мы поняли, что этот день — день столетия февральской революции. Это безумие, вырывающееся из людей в эпоху перемен. И сейчас мир кипит, что-то происходит. Грань безумия — одна из главных тем нашего перфоманса. Когда гражданская позиция человека вдруг выливается в нечто агрессивное. Где эта тонкая грань между высказыванием того, что беспокоит, и тем, когда человек становится проповедником агрессии, силой утверждает свою позицию в мире, навязывает её окружающим?»

По словам Степана, Проект [80] — это постоянно действующая лаборатория театра. Главная цель — не поставить кассовые спектакли, а проверить и найти новые средства воздействия на зрителя, новые формы. Понять, что такое сегодняшний театр и сегодняшний зритель.

Второй частью спектакля «Midea» станет обсуждение постановки. Это часть художественной формы, говорит Степан, современное искусство часто требует комментариев и обсуждения, потому что это делается здесь и сейчас.

Кстати, некоторое время назад на просторах соцсетей появилось короткое видео — трейлер к предстоящему спектаклю.

«Мы думали, что как-то нужно интегрировать спектакль в информационное поле. Решили, что ролик должен отражать какой-то нерв спектакля. Мы живём в эпоху перегруженного информационного шума. А перфоманс учитывает этот контекст и с ним вступает в диалог», - прокомментировал ролик режиссёр театра.

В перфомансе «Midea» занят практически весь мужской состав труппы театра. А сам спектакль делается в очень сжатые сроки — практически лабораторный способ репетиций. Но это не та работа, при которой результат должен появиться за считанные часы или дни. Репетициям предшествовала серьёзная подготовка: изучение первоисточников, обсуждение, анализ текстов, создание перевода с древнегреческого на современный язык. Какие-то фрагменты текста находятся в зоне импровизации, какие-то — написаны специально для перфоманса.

Даже во время короткого пресс-показа репетиции было заметно, что спектакль делается не только режиссёром, но и актёрами. Об этом же рассказала и Екатерина Андреева, главный художник «Театра на Спасской».

«Этот спектакль — редкая возможность быть вне власти воли режиссёра. Здесь транслируются и мои мысли тоже. Редко художнику предоставляется такая возможность. Меня интересует то, что меня волнует, и эти мысли имеют здесь визуальное воплощение. Это то, что происходит в стране и в мире, проблемы экологии, войны, одиночество».

Принцип минимализма в постановке заключается в отсутствии грандиозных декораций, спецэффектов. Мы ничего не покупаем специально, обходимся тем, что есть в театре, а в нём есть много всего, из чего можно собрать спектакль, сказала Екатерина. «Тут главное — отсечь лишнее».

Актёры предстанут перед зрителями в современной одежде. Более того, они выйдут из зала. «Это сделано для того, чтобы актеры были похожи на простых людей, зрителей. Они выходят из зала и транслируют мысли обывателей. Нам это интересно, это попытка выйти за пределы пространства театра, за пределы сценической коробки. Мы хотим расширять нашу географию», - подытожила Екатерина.

Минималистичным будет и музыкальное сопровождение. Евгений Джекич, кировский музыкант и ди-джей, впервые принимает участие в театральной постановке в роли звукового оформителя и уже уверенно говорит, что ему нравится этот опыт:

«Это будет не музыка. Скорее всего, будут шумы, звуки. Музыки здесь практически не будет. Это и называется саунд-дизайном. Это воля режиссёра, которой я полностью подчиняюсь. Звуки брал из базы, что-то сделал сам. Например, супер низкий бас, который будет заставлять здесь всё дребезжать»

По словам Евгения, есть масса вещей, которые дорабатываются и будут сделаны к самой премьере. Звуки должны быть неузнаваемыми, неконкретными, низкими. Не будет ни шума листьев, ни птичек. «Самое интересное в том, что я буду всё это озвучивать во время спектакля из зала. Скорее всего, это будет импровизация», - отметил музыкант.

Премьера спектакля «Midea» состоится 26 февраля в 17:00, воскресенье, в Театре на Спасской.

Похожие материалы по теме