На прошлой неделе кировчане видели странную, по их мнению, невесту, которая разгуливала по городу. Из толпы прохожих на улице, посетителей магазинов и учреждений культуры её выделяло не только белоснежное платье, но и своеобразный макияж, траурное выражение лица, а также чёрные визитки с двумя словами: «Чёрная Мамба». Их она раздавала людям.
Уже не секрет, что невестой была Ольга Чаузова, актриса «Театра на Спасской», которая готовится 27 января впервые сыграть в спектакле «Мюнхгаузен» роль Чёрной Мамбы. Пригодится ли ей этот опыт на сцене и какой смысл вкладывали в перфоманс его авторы? Об этом рассказали сегодня, 24 января, в «Театре на Спасской», а также показали фрагмент репетиции спектакля.
«Я надеялась, что меня по крайней мере не побьют, - сказала Ольга Чаузова, актриса. - Но определённой реакции я не ожидала — мне было интересно взаимодействовать с прохожими в ситуациях, которые складывались каждый раз. Я очень сильно людей не пугала, но реакция на персонажа зависела от людей. Например, женщины среднего возраста, которые более открыто и эмоционально всё воспринимают, они поверили, что это действительно не персонаж, а какая-то невеста, у которой что-то случилось. Они пугались меня, решили, что я не в себе, что я — сумасшедшая. Были и те, кто боковым зрением видели, что идёт какая-то странная девушка. Они смотрели вперёд и шли без остановки. Я бы на их месте также поступила».
По словам Ольги, не все люди увидели театральность в её персонаже, обратили внимание на грим. Очень боялись люди чёрной визитки, которую она раздавала. Особенно яркая реакция следовала от мужчин, со смехом сказала Ольга. Актриса назвала этот момент актом насилия, но не физического, а морального. И это не случайно, поскольку у многих на слуху такое словосочетание, как «чёрная метка».
Однако есть одна особенность. Ольга считает, что перфоманс получился очень интересным, но: «когда я выхожу на сцену, я чувствую себя неподготовленной, как если бы не было перфоманса. На сцене начинается немного другая история. Конечно, внутри это как-то переработается и, возможно, как-то мне поможет. Я пока на стадии понимания того, куда мне надо шагнуть и где встать, чтобы не мешать другим артистам», - пояснила актриса.
Кстати, как рассказала Юлия Ионушайте, завлит театра, в спектакле у Ольги получилось совмещение двух разнополярных персонажей:
«Все тринадцать Мюнхгаузенов в спектакле рассказывают истории, в которых не понятно, где вымысел, а где — правда. Ольга играет в этой команде одного из Мюнхгаузенов и её монолог — один из самых пронзительных и сильных в спектакле. Он — мостик, переход от первого действия ко второму. Место силы, красота и смерть — в руках одной актрисы. Ольга и светлый персонаж, и тёмный».
Что же касается смысла перфоманса, Степан Пектеев, режиссёр-постановщик «Театра На Спасской», рассказал, что это — исследование:
«Мы сейчас исследуем тему расширения границ театра и пытаемся соотнести себя с сегодняшним днём. Для нас это был первый опыт театра в городе, а не в театральном пространстве. Это не то, когда зритель приходит в зрительный зал и знает заранее, что произойдёт. Нам было интересно, какой отклик происходит у горожан, потенциальных зрителей, когда они встречаются с таким перфомансом в неподготовленной ситуации. Это интересно. Как я понял, люди по-разному реагируют и, в основном, не готовы в городе встретить такое. Они не понимают, что происходит. Перед нами не стояла задача эпатировать публику, шокировать. Нам было интересно, какой отклик мы получим. Если честно, мы не ожидали, что это вызовет такой интерес и станет мощным инфоповодом».
Те, кто видел это спектакль, возможно, захотят увидеть его ещё раз, потому что он меняется раз от раза, отметил Степан, — каждый спектакль несколько отличается от предыдущего, в нём есть определённые зоны импровизации.
Перфоманс с участием Чёрной Мамбы — часть серии мероприятий. Первым был проект «Восемьдесят» — перфоманс в честь юбилея театра. Продолжением станет серия актуальных высказываний театра и в конце февраля планируется перфоманс под рабочим названием «Медея». По словам Степана Пектеева, он будет сыгран один раз и «дальше мы будем думать, что с этим делать». Это одноразовая акция. Это не спектакль, а прямой диалог со зрителем, сказал режиссёр.
Напомним, что в январе показ спектакля состоится 27 января, а следующий за ним — 17 февраля.