Воспоминания княжны Волконской будут переизданы в Кирове

Сегодня, 12 августа, в Киров впервые приехала княжна Надежда Волконская, потомок Льва Толстого, княгини Марии Волконской — жены декабриста Сергея Волконского и многих еще Волконских. Кировчанам Надежда Владимировна рассказала о своей книге.

12 августа в библиотеке имени Герцена кировчане смогли встретиться с княгиней Надеждой Волконской.

«Первый раз я приехала в Москву 30 лет назад, москвичи показались очень злыми, неприветливыми. Настоящий русский дух сумела почувствовать только в Иркутске — там многие дома были деревянные, как в настоящей России. Сейчас Россия совсем другая. Киров мне очень нравится», - рассказала княгиня.

Прабабушка Надежды Владимировны была лично знакома с семьей императора Николая II, дружила с Александрой Федоровной и шила на ее домочадцев одежду. Двух женщин сближали дети — о своих дочерях и сыне императрица могла беседовать долго. Так рассказывала Надежде Владимировне ее бабушка Нелли Бризак. Еще будучи девчонкой она, вместе с мамой-швеей иногда бывала во дворце, играла с Великими княжнами.

Княжна Надежда Волконская выучила русский язык только в 35 лет. «Войну и мир» читала на французском, но помнит первую книгу, которую прочла на русском - «Князь Серебряный».

В Москве, куда 30 лет назад попала вместе с мужем-дипломатом, Надежда Волконская основала ассоциацию для французов, которые переезжают в Россию. И как призналась, работа отнимала почти все время — княжна не ожидала, что желающих получить помощь в адаптации будет так много. В столице княгиня прожила 10 лет, затем снова вернулась на юг Франции.

Сегодня княжна Волконская живет в небольшом городе, занимается в духовной школе, работает над воспоминаниями. Она иногда встречается с потомками тех, кто уехал из России в начале 20 века. Русские дворяне устраивают конференции, лекции, встречи.

«Мы всегда разговариваем о России до революции. Есть те, кто не признает современную Россию до сих пор, а есть те, кто принимает ее. Есть борьба между разными кланами, - признается Надежда Владимировна. - Российская и французская культуры сильно отличаются друг от друга. Но я всегда себя считала больше русской. Когда спрашивают о национальности, я говорю: француженка, а самой кажется, будто лукавлю».

Воспоминания княжны «Вера. Надежда. Любовь» уже были опубликованы в Ижевске в 2011 году. Туда вошли дневники, которые никто никогда не видел и не читал, например, воспоминания дяди княжны Рона Брезака, который встречался с императрицей за несколько дней до ареста царской семьи, есть в книге бабушки княжны, Нелли. Она как раз и рассказывает о том, какой была императорская семья.

Сегодня княжна призналась на встрече с кировчанами, что книга будет переиздана в Кирове. А Надежда Гурьянова, директор библиотеки Герцена, пояснила, что участие в переиздании будет принимать и сама библиотека. Несколько экземпляров первого издания уже сегодня оставлены в читальном зале библиотеки.

Интервью с Надеждой Волконской уже готовится к публикации на портале ikirov.

Похожие материалы по теме