Активисты кировского сообщества дизайнеров и движения «Красивый Киров» организовали лекции об общественном транспорте, которые прошли в субботу вечером, 23 января, в ЦСИ «Галерея прогресса». Лекторами выступили гости из Москвы: Алексей Радченко, экс-руководитель отдела навигации Департамента транспорта Москвы, и Аркадий Гершман, блогер и урбанист.
«Мы увидели в интернете, что Алексей Радченко собирается выпустить книгу по городской навигации и собирает деньги с помощью пожертвований. Деньги можно было перевести несколькими способами: просто пожертвование, покупка книги с доставкой и так далее. Мы выбрали акцию с проведением лекции. Позвонили, узнали, сколько это будет стоить, договорились. Решили собрать деньги также с помощью пожертвований в интернете. В итоге получилась двойная выгода: помогли с созданием книги и провели лекции в Кирове, - рассказал Игорь Багин, активист сообщества «Красивый Киров». – Мы провели ребятам экскурсию по городу с Антоном Касановым. Киров им понравился, но, понятно, что всё мы показать не успели. Ребята захотели приехать ещё – город превзошёл их ожидания».
Свою лекцию про транспорт Алексей начал с рассказа о его роли в жизни города. Именно общественный транспорт должен облегчать жизнь горожан. Но при этом он должен отличаться высоким уровнем сервиса, чтобы жители городов могли отказаться от личных автомобилей в его пользу. Специалист отметил, что дешевле развить систему городских маршрутов, чем постоянно расширять дороги из-за растущего потока автомобилей. Здесь важным моментом является экономия одного из главных ресурсов городской среды – пространства.
«Никуда не деться от общественного транспорта. Без него – никуда. Все проблемы города можно решить только с помощью общественного транспорта», - повторял Алексей Радченко. Эта мысль, одна из основных, прозвучала ближе к середине почти двухчасовой лекции.
Помимо прочего, специалист рассказал кировчанам о принципах и способах организации эффективной, безопасной работы общественного транспорта, о его современных видах, которые встречаются в мире. Например, это не только привычные для нас автобусы, троллейбусы, такси, но и система велопроката, каршеринг (от англ. car – машина, sharing – обмен), системы park’n’ride, совместные поездки и многое другое.
Алексей поведал и о мировых тенденциях в развитии общественного транспорта. Вот некоторые из них:
- троллейбусы в мире не так распространены, как в России и странах СНГ. Там, где они сохранились, происходит их дальнейшее развитие. Например, сами троллейбусы на аккумуляторах, а на конечных остановках установлены индукционные заряжающие устройства;
- трамваи в мире переживают возрождение. В развитых городах за рубежом трамвайные линии превращаются в зелёные зоны – на всём их протяжении укладывается газон, высаживаются деревья. То, как выглядят трамвайные линии и подвижной состав в городах России, по словам Алексея, никуда не годится;
- для автобусов делаются выделенные полосы или целиком обособленные от дорог линии, по которым они ездят, словно поезда метро. Часто это не просто автобус с двумя-тремя дверьми, а автобус с одной или двумя гармошками. Есть примеры и выделения для автобусного транспорта целых улиц в городах.
Ещё одна важная идея звучит так: «Общественный транспорт не должен конкурировать с общественным транспортом, а только с личными автомобилями». Когда Алексею сообщили, что в Кирове эта проблема ярко выражена, он ответил, что это «очень плохо».
Отдельное внимание было уделено рассказу о том, что плата за проезд с пассажиров никогда не покроет затраты на общественный транспорт. Лектор отметил важность создания гибкой тарифной политики (безлимитные проездные для горожан, разовые билеты или билеты на определённое время, программы лояльности, скидки и многое другое), а также привёл список дополнительных источников дохода для системы городского транспорта. Стоит отметить, что в России большая часть расходов перевозчиков – это зарплата обслуживающему персоналу (кондукторы, водители). В мире активно внедряются способы оплаты проезда без кондуктора, а также водители заменяются автоматикой, например, в метро, где движением поездов управляет компьютер.
Вторая лекция была существенно короче, и в ней Аркадий Гершман рассказал об остановках. В его выступлении были также раскрыты современные направления в организации этого важного элемента системы общественного транспорта. По словам Аркадия, качественные остановочные павильоны не могут создаваться за несколько дней или недель. В мире на проектирование новых остановок уходит от нескольких месяцев до года. Остановка должна быть не просто конструкцией, под которой пассажиры ожидают транспорт, а местом притяжения. В павильоне важно грамотно отразить маршрутную сеть, чтобы гости города могли знать, где сделать пересадку, через какие остановки проходит тот или иной маршрут. Кроме того, ожидание транспорта должно быть безопасным: освещение, прозрачные стены павильона, скамейки с перемычками, на которых не смогут спать люди БОМЖ и так далее. Одно из последних веяний – сеть Wi-Fi и возможность зарядить телефон.
«Мы хотим начать говорить об удобном общественном транспорте, городской навигации, - сказал Игорь Багин. - А были ли полезными лекции для кировчан – время покажет. Нас порадовало, что присутствовал Александр Рыболовлев, директор центральной диспетчерской службы. Он с энтузиазмом воспринял информацию о лекциях. Сегодня он пришёл, поблагодарил нас».
Кстати сказать, гости из Москвы проехались на троллейбусе маршрута №1. Они сказали, что в целом ситуация с общественным транспортом в городе плохая, но есть все шансы на её улучшение.