Ресивер по праву называют сердцем домашней системы. К нему от всех остальных органов-компонентов тянутся провода-артерии. Текущий по ним сигнал точно так же, как и кровь в сердце, распределяется по нужным направлениям и получает дополнительное усиление почти как кровь, что начинает течь быстрее, получая дополнительный толчок.
История
История ресивера начинается с конца 20-х годов, на которые пришелся расцвет радиовещания, когда во всем мире получили распространение системы из радиоприемника и усилителя, объединенных в одном корпусе. Этот гибрид и имел название RECEIVER, что означает "приемник". Просуществовав в таком виде не одно десятилетие, с недавних пор ресивер начал новую жизнь.
Благодаря разработчикам домашних звуковых систем в него стали встраивать сначала простейшие процессоры эффектов окружающего звука, работающие по принципу задержки и фазового сдвига сигнала стереоканалов. Получался эффект эха в большом зале, когда сначала зритель слышал звук, идущий с экрана, а потом после короткого, но ощутимого на слух промежутка времени до него доходил звук, отраженный от задних и боковых стен.
В дальнейшем получил распространение принцип многоканальной записи звуковой дорожки к фильму. Потребовалось большее число каналов усиления. Инженеры компании Dolby Laboratories предложили использовать сначала четыре, а затем пять каналов окружающего звука. Изменился и принцип записи фонограммы на бытовые носители, которыми в это время были в основном видеокассеты. Запись звука происходила по принципу математической матрицы, в две стереодорожки кодировалась информация для четырех каналов.
Для ее правильного считывания и распределения полученных звуковых данных в соответствующие каналы в ресиверы стали встраивать декодер. С ним аппарат получил чуть более длинное название - AV-ресивер. И вот ресивер пришел к своему современному состоянию. Теперь это сложный электронный прибор, в котором собраны все новейшие достижения инженерной мысли. Открывать крышку и заглядывать внутрь него стало жутковато - столько сложной начинки на кубический сантиметр объема можно увидеть только в суперкомпьютере. И кажется, что разобраться с устройством ресивера может тоже только технически продвинутый пользователь.
Стоит ли тогда покупать этот "черный ящик"?
А если все-таки стоит, то как отличить действительно ценную вещь от дорогостоящей, но практически бесполезной "железяки"? Для начала попробуем вкратце разобраться с устройством ресивера. А затем уже будущий владелец сам сможет выбрать технику, больше всего подходящую для него. Заметим, что AV-ресивер отличается от AV-усилителя только наличием цифрового FM-тюнера, иначе говоря, наличием радиоприемника.
Декодер многоканального звука. Это самая сложная часть AV ресивера, отвечающая за правильную расшифровку цифрового звукового потока и разложение звука на несколько каналов. От правильной работы AV ресивера будет зависеть полученный пространственный эффект, задуманный автором фильма. Сейчас распространено несколько основных стандартов, по которым записывается многоканальная звуковая фонограмма к фильму.
Наиболее популярны: аналоговый Dolby Pro Logic цифровые Dolby Digital и DTS Обозначаются такие фонограммы цифрами 5.1, где 5 - число каналов окружения, 1 - канал басовой поддержки -Сабвуфер.
С недавних пор появились форматы с большим числом каналов - 6.1, 7.1 и больше: DD-EX DTS-ES DTS-Neo DTS-Matrix AV ресивер должен уметь обрабатывать все основные стандарты кодирования звука. В противном случае, например, при отсутствии в декодере функции работы с сигналом DTS, смотреть фильмы, записанные в этом формате, станет возможным только при наличии внешнего декодера DTS или декодера, встроенного в проигрыватель дисков DVD.
Поэтому при выборе AV ресивера длядомашнего кинотеатра необходимо обратить внимание на наличие декодера основных цифровых форматов. При наличии средств, позволяющих приобрести более продвинутую модель AV-ресивера , поддерживающую новые стандарты 6.1 или 7.1, лучше сделать именно это. Следует также обратить внимание на то, соответствует ли выбранный AV-ресивер THX-стандарту. Основной идеей данного стандарта является создание в помещениях небольшого размера иллюзии присутствия в большом помещении (кинотеатре).
Усилитель мощности. Все AV-ресиверы оборудованы как минимум пятью каналами усиления, рассчитанными на работу с многоканальной фонограммой. Это самая энергоемкая часть AV-ресивера. Чем выше потребляемая мощность, тем эффективнее работает усилитель. От выходной мощности усилителя зависит в немалой степени восприятие звуковой картины. Мощность должна быть одинаковой по всем каналам. Особое внимание следует обратить на равенство мощности тыловых и фронтальных акустических систем домашнего кинотеатра.
Одним из необходимых условий усилителей мощности в AV-ресиверах на сегодня является не только умение справляться с качественным озвучиванием кино, но и правильная работа с музыкальными записями. Для этого усилитель должен как можно меньше окрашивать звук. В кино же, наоборот, повышенная яркость звучания вкупе с мощным динамическим разбросом только усиливает эмоциональное воздействие на зрителя.
Поэтому разработчики идут на компромисс, результатом которого становятся системы, одинаково хорошо работающие в обоих режимах. Но работа эта далека от совершенства. Поэтому во многие AV-ресиверы встраиваются переключатели с кинотеатрального на музыкальный режим работы. При выборе AV-ресивера дляит домашнего кинотеатра необходимо учесть мощность встроенного усилителя. Здесь нужно помнить, что чрезмерная мощность так же вредна, как и недостаточная. Наиболее оптимальным для комнаты в 20 м2 можно считать выбор AV ресивера с усилителем мощности в 100 Ватт на канал.
Совместимость и ЦАП
Покупаемый Вами ресивер должен совмещаться с широкодиапазонными звуковыми форматами Super Audio CD и DVD-Audio. Данные форматы предполагают работу усилителя в диапазоне частот от 2 до 100000 Гц с динамическим диапазоном в 120 дБ. Многие современные "бюджетные" компоненты для домашнего кинотеатра оборудованы такими усилителями.
Если в Вашей домашней системе уже есть DVD-проигрыватель, желательно, чтобы он совмещался с этими форматами. Выбирая ресивер, обратите внимание на цифро-аналоговый преобразователь (ЦАП). Чаще всего, он характеризуется частотой дискретизации. Ее номинал обычно указан в основных характеристиках AV-ресивера. Чем выше номинал, тем лучше. Наиболее дорогие модели оснащены цифро-аналоговым преобразователем с частотой дискретизации 192 Кгц.
У обычных же AV-ресиверов частота всего лишь 96 Кгц ЦАП. Все современные приемники, встроенные в AV-ресивер, снабжены цифровой системой настройки на частоту станции и блоком памяти на несколько десятков радиостанций. Конечно, эта составляющая AV-ресивера не влияет на акустику вашего домашнего кинотеатра и она совсем не обязательна. Если же Вы решите обойтись без тюнера, покупайте не AV-ресивер, а AV-усилитель.
Цены и что мы за них получаем
Как и в любой другой области, в сфере AV-ресиверов имеется несколько ценовых категорий. Возьмем для примера те же автомобили. Существует базовая комплектация, а можно нарастить ее, добавив двигатель помощнее, кожаный салон, подогрев зеркал и сидений, а также бортовой компьютер. Бюджетный То же самое и в рассматриваемом нами случае: ресивер начальной ценовой категории (допустим, до $300) оборудован не слишком мощным усилителем, каналов у него, как правило, пять, и, как следствие, нет поддержки на уровне декодера расширенных форматов Dolby Digital и DTS.
Невысокая мощность подразумевает, что использоваться такие ресиверы будут в помещениях с маленькой площадью (до 15-18 кв. м), поэтому лучше подключать к ним высокочувствительные (от 90 дБ) акустические системы. Многие любят устанавливать в небольших комнатах компактные наборы акустики, обращая внимание лишь на их внешний вид.
Но стоит оговориться, что такие наборы в большинстве случаев обладают не самой впечатляющей чувствительностью, так что учитывайте этот момент — мощности ресивера элементарно может не хватить, чтобы раскачать такие колонки. Возможности по настройке у таких ресиверов самые элементарные — у вас получится задать лишь размеры АС, расстояние до них, а также настроить уровень громкости для каждого из каналов. + 200 долларов Более яркими способностями обладают ресиверы из так называемой средней ценовой категории ($300-500).
Заплатив чуть больше, вы получите в свое распоряжение достаточно мощный усилитель, широкий выбор вариантов настроек, шесть или семь каналов — как на уровне усилителя, так и на уровне декодера. Остановимся на каждой из возможностей поподробнее. Понятно, что чем лучше и мощнее усилитель, тем увереннее он справится с любой, даже самой сложной нагрузкой, а это значит, что вы более свободны в выборе акустических систем.
Мощный ресивер без особого труда озвучит большое помещение, и у него еще останутся силы, так как использовать усилитель на пике возможностей не рекомендуется. Во-первых, возникнут очевидные для уха искажения, а во-вторых, это может привести в выходу аппарата из строя, например в случае перегрева. Так что лучше всегда иметь некоторое количество ватт в запасе.
Многие ресиверы из этой ценовой категории оборудованы экранным меню, что значительно упрощает процесс настройки. Еще одна полезная опция, которую можно встретить в ресиверах из этой ценовой категории, — конвертация S-Video- и композитного видеосигнала в компонентный, причем с прогрессивной разверткой. Ранее эту функцию можно было встретить только в более дорогих ресиверах. А она, безо всякого сомнения, полезна.
Представьте себе, что у вас дома есть DVD-проигрыватель, спутниковый ресивер, игровая приставка, видеомагнитофон и, допустим, ноутбук. Как это все подсоединить к телевизору или проектору? Каждый раз переставлять провода, ведь такие устройства обладают максимум двумя компонентными видеовходами? Тут на помощь как раз и приходит видеопроцессор, установленный в ресивере. Сколько каналов усиления вам нужно: пять, шесть или семь? Здесь надо учитывать размеры помещения и его планировку. Если площадь его мала и ваш диван стоит вплотную к стене, то дополнительный канал, естественно, не понадобится.
Другое дело, если место для прослушивания находится по центру комнаты — в этом случае более однородное звуковое поле можно получить за счет введения дополнительных каналов. Однако стоит оговориться, что подавляющее большинство звуковых дорожек на DVD записано в формате 5.1. А если еще дороже?
Дополнительные функции
Подавляющее большинство AV-ресиверов стоимостью от $600 имеют на борту систему автоматической настройки. Однако стоит понимать, за что вы платите свои деньги. В дорогих моделях работа такой системы сводится лишь к тому, что «умная электроника» определяет за вас размеры колонок, расстояние до них, уровень громкости для каждой из АС, а также частоту среза низкочастотного канала (LFE) для сабвуфера. По большому счету все эти действия вы можете выполнить и сами, ведь ничего сложного в этом нет.
Другое дело, если при помощи такой системы можно корректировать амплитудно-частотную характеристику (АЧХ) помещения для прослушивания, значительной степени компенсируя все акустические особенности комнаты, и таким образом улучшить качество звучания. Все дело в том, что одинаковых помещений не существует. У кого-то комната квадратная, у кого-то — прямоугольная, высота потолков тоже разная. Стоит ли говорить про материалы, используемые при строительстве и последующей отделке стен, полов и потолков?
А мебель? Хорошо, если у вас под домашний кинотеатр отведено отдельное помещение, где находятся лишь диван, журнальный столик и стойка с аппаратурой. А в 90% случаев театр устанавливается в обыкновенной жилой комнате. Помимо этой полезной функции в ресиверах стоимостью до $1000 применены гораздо более мощные, чем у их младших "собратьев", усилители. Как говорилось выше, количество ватт на канал — это не только громкость, но и гарантия того, что во время сильных динамических всплесков (например, во время демонстрации сцен с взрывами) звучание будет чистым и неискаженным.
Ведь большую часть времени ресивер работает не на полную катушку. Также в устройствах из этой ценовой категории применяются более мощные блоки питания (БП), а значит, в самый ответственный момент ресивер не выключится из-за того, что ему не хватило тока. Такие БП обладают свойством очень быстро накапливать потерянную энергию, и увлекательное времяпрепровождение ничем нарушено не будет. Стоит ли покупать AV-ресивер дороже $1000? На этот вопрос однозначно ответить очень сложно.
Ресиверов с такой стоимостью не так уж и много. Причем если в ценовом диапазоне $1000-1500 у каждого из производителей есть хотя бы пара моделей, то в более дорогой ценовой нише ресиверы по пальцам можно пересчитать. В таких ресиверах применяются самые смелые технические решения, которые потом переходят в менее дорогие модели. Например, некоторые фирмы стали оборудовать свои ресиверы цифровыми видеовходами и выходами HDMI, что позволяет передавать видеосигнал с качественного источника без лишних цифроаналоговых преобразований сразу на проектор.
Есть возможность конвертации любого типа аналогового видеосигнала в цифровой HDMI. И, естественно, по протоколу HDMI или i.Link возможна передача несжатых потоков с дисков DVD-Audio и Super Audio CD, то есть опять без лишнего преобразования, что в итоге отражается на качестве звучания. Наверное, не найдется такого топового AV-ресивера, в котором бы не была реализована поддержка второй зоны, а то и вовсе интеграции в систему multiroom.
Для этой цели в ресивер добавляют либо предусилительные каскады, либо вообще отдельные усилители мощности. Так что, по сути, расставаясь с отнюдь не маленькой суммой денег, вы получаете высокотехнологичное устройство, способное стать сердцем вашей домашней развлекательной системы. Кроме того, абсолютное большинство дорогих ресиверов обладает способностью обновления программного обеспечения, что может быть актуально при появлении новых форматов. А кое-кто из производителей предлагает апгрейд не только «прошивки», но и «железа», для чего в корпусе ресивера заранее припасено место.
Так что ваш дорогостоящий ресивер не устареет еще долгое время, и вы можете быть уверены в том, что надежно вложили свои средства. Однозначно можно сказать, что не зря ресивер называют сердцем домашней системы!