1. Шалва Александрович, многие называют современных подростков безнадёжными, потерянными, пассивными. Говорят, что им ничего неинтересно. А какого Вы мнения о молодёжи двадцать первого века?
Как говорят сейчас, так говорили и три тысячи лет тому назад. Что дети плохие, непослушные, учиться не хотят, никого не уважают. Всегда говорили об этом. Всё потому, что наша педагогика сталкивается с природой ребёнка - и не охватывает эту природу. Возникают конфликты, взрослые не знают, как решить их - и винят самих детей. Но нужно поставить вопрос по-другому. Моя педагогика принимает ребёнка полностью со всего его природой или нет? И если нет - значит, эту педагогику необходимо менять. А дети сегодня прекрасные. Их называют «дети-индиго». Это особое поколение детей, у которых лучшие качества, они идут к нам со своими огромными духовными богатствами. И нам нельзя терять эти богатства, необходимо их раскрывать.
2. Значит, Вы считаете, что «дети-индиго» существуют?
Существуют. Даже рядом с вами. Оглянитесь - и вы найдёте талантливых, многогранно талантливых детей. С необычными свойствами. Сейчас дети развиваются быстро, они говорят о таких вещах, о которых раньше никто в этом возрасте не говорил. Дети изменились очень. Если кто помнит, в начале восьмидесятых годов были дети-акселераты. Это тоже было особое поколение. Дети-акселераты принесли в этот мир технические открытия - компьютеры, мобильные телефоны, высокие технологии. Сейчас им 60-70 лет. И на смену им приходят «дети-индиго». С такими детьми интересно и сложно. Проблема в том, что дети новые, а подходы старые, авторитарные. У этих детей другая психология, другие интенции - а подход силовой. Им нужны новые знания. Поэтому у них возникает скука там, где их интересы не находят удовлетворения - скажем, в школе. И возникает конфликт между учителями и детьми. А учителя сразу называют этих детей гиперактивными и этим успокаивают себя - дескать, это дети гиперактивные, нехорошие, а не мы. Надо менять педагогику.
Если дети гиперактивные, то и педагогика должна быть гиперактивной. Но это связано с сознанием самого учителя.
3. А что могут принести миру такие дети?
Я мечтаю, чтобы они принесли нам культуру. Принесли духовность в нашу жизнь. Технический прогресс подводит нас к некоему порогу. Сегодня технологии - это своего рода кадавры, которые начинают пожирать своих родителей. Культура породила технику, а технический прогресс теперь уничтожает культуру. Надо это обстоятельство поправить.
4. Шалва Александрович, одно время в своих трудах Вы высказывали мыль, что нужна безоценочная система для начальной школы. Продвигается ли сегодня эта идея?
По сути, безоценочная система - это протест против содержательных оценок. Я считаю, что отметки мешают ребёнку взращивать в себе истинные познавательные мотивы: учиться ради познания, а не ради отметки. Несколько лет назад Министерство образования РФ издало указ о том, что все начальные классы имеют право вести процесс с отметками и без отметок. Кто-то об этом знает и применяет данную систему, но некоторым легче работать с отметками. Конечно, отказ от оценочности - это сложный процесс. Есть учителя, которые рискнули, их единицы. Но это пока. Насильно внедрять такую систему невозможно, она не будет работать, пока не изменится сознание самого учителя. Поэтому система распространяется чуть медленнее, чем хотелось бы.
5. А что касается сегодняшней системы образования - куда она ведёт и что бы Вы изменили в ней?
Если судить по тому направлению, которое сегодня закладывается государством в систему образования, то будущее общество ведётся к тому, чтобы быть легкоуправляемым. Именно с этой целью вводят стандарты - даже стандарты учителя. Стандарты образования, стандарты ученические. Стандартизированным человеком легко управлять, правда? Это меня очень пугает.
Школьное обучение сейчас направлено на то, чтобы сдать Единый государственный экзамен. Самые лучшие годы, лучшие периоды жизни - это время с девятого по одиннадцатый класс, когда у человека складывается мировоззрение, взгляды на жизнь и на себя, расширяется сознание. И эти самые лучшие, повторяю, лучшие годы, других таких нету, - тратятся на подготовку к ЕГЭ. Причём экзамен все сдадут, я уверен, потому что если выяснится, что в каком-то предмете все ученики не преуспели, министерство снизит уровень, чтобы не получить недостатка в сдаче. Но не в этом дело. Сдадут ли эти дети экзамены на гражданственность? На семейность? На духовные традиции, на культуру, на то, чтобы быть человеком? Это важно, именно в этом человек зреет. А не в ЕГЭ.
6. Несколько лет назад Вы были в Америке и, как известно, были не в восторге и от американской системы образования. Почему?
Американская массовая педагогика мало чем отличается от нашей традиционной авторитарной силовой педагогики. Да, там есть всплески разных экспериментальных педагогик, но в массовом своём направлении это такая же авторитарная педагогика, какая и у нас. Может быть, даже более авторитарная. Вас не удивляет, что мы часто читаем о том, как в Америке бывший воспитанник врывается в школу и нападает, убивает своих учителей и учащихся? Это банальное мщение. Просто мщение. Это скрытая психология, которую никто не хочет раскрыть, мщение за то, что они - школьники в школах просто мучились. Они отбывали обучение. И в нашей школе происходит так же, но там это более рафинированно и ярко видно. При этом провозглашается мнимая свобода, когда при учителе можно ноги на стол положить. Но и в этом авторитаризм.
Учителя боятся своих учеников. А их бояться не надо, с ними надо дружить.
7. Шалва Александрович, а кого Вы сами могли бы назвать своим учителем?
У меня было много учителей. Моя мама, бабушка, Сухомлинский, перед которым я всегда трепещу, это тончайший педагог. Мне очень нравится фраза «Никто тебе не друг, никто не враг, но каждый тебе учитель», я считаю её очень верной. Поэтому я всех принимаю как своих учителей и рад, если и другие меня принимают. Ну и, конечно, я помню свою учительницу со школьной скамьи - Варвара Вардиашвили, которая до сих пор сопровождает меня в мыслях. Как и все учения, которые мне встречаются и которые я принимаю. Так или иначе, я ищу свой путь.
8. Во многих своих трудах для учителей и родителей Вы пытаетесь помочь им найти ответ на вопрос «Как любить ребёнка?». Есть ли какой-то основной постулат в этом вопросе?
Это вопрос классический, все педагоги мира пытаются найти на него ответ с древних времён. Любить ребёнка - да, надо. А как - это вопрос. Люди любят по-разному - похвалой, отметками, криками. Но дети не принимают такую любовь. А как надо? В первую очередь - с ребёнком надо общаться на равных. Нужно быть искренним с ребёнком. Надо видеть в нём своего друга, соратника. Если ты в семье, путь он будет как брат или как сестра и участник всех семейных процессов. Ему нужно прививать чувство собственного достоинства, чтобы оно не было ущемлено отношением взрослых. Это сложно. Нужно руководствоваться двумя вещами - сердцем и разумом.
9. Какое пожелание Вы бы высказали всем родителям и педагогам?
Моё пожелание кроется в трёх постулатах, заповедях. Во-первых, надо верить в безграничность ребёнка. Ребёнок не ограничен в своих возможностях, в своих способностях и духовных порывах, надо верить в ребёнка - даже того, который кажется неполноценным или слабым. Во-вторых, надо верить в свою искру, надо в себе её раскрыть, надо её искать. Пусть каждый ищет сам, как стать достойным родителем и учителем для своего ребёнка - и найдёт. И третье - надо верить в преобразующую силу педагогики добра, любви, уважения, сострадания, сочувствия, помощи. Это сложно и сразу не свершается. Надо набраться терпения - и тогда всё получится.
Справка: Шалва Амонашвили - советский, грузинский и российский педагог и психолог. Педагогическую деятельность начал в 1952 году, в 1972 году защитил докторскую диссертацию по психологии на Учёном Совете Института общей и педагогической психологии АПН СССР. С 1958 года по 1991 год работал в НИИ педагогики Грузии — лаборантом, научным сотрудником, учёным секретарём, заведующим лабораторией, заместителем директора, директором, генеральным директором Научно-производственного педагогического объединения. С 1998 года по сей день работает заведующим лабораторией гуманной педагогики в Московском городском педагогическом университете. Основные методические подходы: технология обучения детей с шестилетнего возраста, обучение с включением типичных ошибок, что приучает детей постоянно думать самостоятельно, слушать, проверять, критически воспринимать всю поступающую информацию, формирование у детей способностей к оценке и самооценке при безотметочном обучении.