Кировские дальнобойщики: сейчас происходит «передел» рынка грузоперевозок

Представители бизнеса продолжают настаивать на том, что нужно ввести мораторий на систему «Платон». В Росавтодоре к требованиям дальнобойщиков и крупных компаний вроде прислушались. Но это только слова, а тем временем массовые акции водителей большегрузов проходят по всей страны.

Пока еще увезти товар из Кирова можно, да и цены держатся на прежнем уровне. На южных трассах уже стоят контроллеры, которые начали штрафовать водителей за нарушения.

Так с какими трудностями столкнулись бизнесмены и как можно было избежать этой ситуации? На эти и другие вопросы помогли ответить участники «Переговорного пункта»:

Евгений Колупаев, директор ООО «Фирма Аудит»

Алексей Криницын, индивидуальный предприниматель

Леонид Перминов, старший вице-президент ВТПП

Михаил Обухов, предприниматель

Начало должно было быть многообещающим

Система оплаты за пользование федеральными трассами для грузовых автомобилей массой свыше 12 тонн стартовала 15 ноября. Тариф за проезд по системе «Платон» составляет 1,53 рубля за километр, с 1 марта он увеличится до 3,06 рубля. Собранные с грузовиков средства направят в Федеральный дорожный фонд. По состоянию на 27 ноября в фонд уже поступило около 550 миллионов рублей. За первый год работы планируется собрать около 40 миллиардов рублей.

По отчетам профильных ведомств, все проходит гладко и без запинок, а тему массовых митингов и протестов дальнобойщиков стараются обходить стороной. Только в Кировской области за текущий месяц прошло 4 акции. Предприниматели рассказали, что столкнулись с проблемами еще до ввода системы в режим работы.

Во-первых, специального оборудования, хватило не всем, а только избранным участникам этого рынка. Во-вторых, сумма новых поборов грозит многим компаниям банкротством.
В-третьих, сбор средств на ремонт дорог в России уже происходит двумя способами – через транспортный налог и отчисления с продажи горючего.
В-четвертых, сбор денег происходит через коммерческую структуру.

Как отмечают эксперты, начало должно было быть многообещающим. Только после того, как система заработала, стало ясно, что она неработоспособна и непрозрачна.

Евгений Колупаев:

- Год назад все казалось таким интересным и перспективным. На машину должны поставить некое GPS-устройство, которое контролирует по каким дорогам движется автомобиль. Если автомобиль заедет на федеральную дорогу, то устройство начинает списывать деньги со счета водителя. Схема проста: водитель деньги внес — устройство поставил - деньги списали. Денежки кончились, вновь пополнил счет и поехал. Все бы было хорошо, если бы не одно но: этих устройств нет. И пока не предвидится. Раз приборов нет, то предложили альтернативу. Нужно завести личный кабинет на официальном сайте. От штрафных санкций спасет только «маршрутная карта». Это лист бумаги, на котором будет указана траектория движения автомобиля, сроки доставки груза и сумма, перечисленная владельцем оператору, из расчета полтора рубля за километр. Либо бортовое устройство, фиксирующее движение машины в реальном времени. В последнем случае сумма — в зависимости от того, насколько часто дальнобойщик выезжал на федеральную трассу — будет автоматически списываться с предоплаченного счета. Оформить карту можно в личном кабинете на сайте сборщика, предварительно зарегистрировавшись, отослав электронные копии всех положенных документов и дождавшись по электронной почте ответа с паролем и персональным логином.

Леонид Перминов:

- Процесс понятный, но непонятно формирование платежей. Насколько эта систему продумана? Но меня волнует другой вопрос: почему 12 тонн и одна ставка. Это удар по-нашему «Камазу». Ведь компания выпускает машины массой 12-30 тонн. Перевозки именно в этом секторе станут наименее рентабельными. Машины с общей массой 40-50 тонн будут более эффективными. Фактически сектор недорогих перевозчиков будет подорван. Машина 12 тонн везет 6 тонн груза и 6 весит сама. Получается, что на 6 тонн груза 50 коп. за км. Это дороговато. Да и к тому же, система платежей абсолютно непрозрачна.

Алексей Криницын:

- Действительно, никто и не был против этой системы. Но механизм реализации не отработан до конца. Никто из моих знакомых так и не получил этого оборудования, хотя документы на получение устройства, начали сдавать за несколько месяцев до реализации. У нас в Кирове есть офис системы «Платон». Для того, чтобы получить оборудование я собрал пакет документов. Я столько даже на участие в тендерах не собираю. Два месяца на это потратил. Потом пришел в офис. Там уже стояла огромная очередь. Я им сказал, что принес документы на регистрацию, а в ответ услышал, что уже в принципе их и не надо. Не получив оборудование, пытался составить дорожную карту. Столкнулся с тем, что эти карты не корректные. Да и к тому же разработчики не учли особенности нашей работы. Например, в точку А мы едем с определенным грузом, а чтобы не возвращаться «пустым», собираем груз в разных точках. Зачастую это не менее 6 точек погрузки. Каждый водитель сотрудничает с несколькими диспетчерами. Все это происходит за считанные секунды по принципу такси. По новой же системе, водитель должен каждую точки загрузки зарегистрировать. Сам процесс регистрации одной точки шесть часов. То есть чтобы зарегистрировать 6 точек нужно ждать 36 часов.

«Пусть нас услышат»

Кировские дальнобойщики планируют отправится в Москву. Но это будет акция без предупреждения и без согласования, поэтому и точных сроков поездки нет. Однако многие эксперты не верят, в благополучный исход ситуации. Но предлагают свой вариант решения проблемы, который предотвратит ожидаемый рост тарифов.

Евгений Колупаев:

-Понятно, что у нас ничего не отменят. Водителей платить заставят и кто-то даже попадет под штрафы. Мои клиенты уже сейчас начинают жаловаться, что не могут привезти товар из городов. Некоторые компании даже просят чуть не на газелях вывозить, так как многие склады заполнены. Дефицит водителей колоссальный. Еще даже система до конца не заработала, а цены на перевозки уже поползли вверх из-за дефицита транспортных средств. После санкций у нас очень подорожал европейский трафик, потому что не стало обратного груза. Раньше водители вывозили лес, а обратно — фрукты. Фруктов не стало, лес стало вывозить сложнее. А теперь и по всей России будет похожая ситуация

Алексей Криницын:

- Я думаю, что пока на 10%, но цена будет постоянно меняться. Нет смысла и менять размер фур. 7-тонная машина топлива ест столько же, зарплата у водителя не изменится, запчасти по стоимости такие же. Да и к тому же такие машины всегда были в дефиците и очень дорогие. Кроме того, у нас регион «деревянный». Мы перевозим доски и бревна. Это все тяжелое, на маленькой фуре такое не увезти. У нас в области «федералок» мало, а если взять другие области, то вплоть утыканы федеральной трассой. Поэтому транспортные средства свыше 12 тонн, которые у них ездят по региону, должны будут платить деньги. Например, если вы поедете на строительной технике от Юрьи до Мурашей, то вам придется заплатить. Так как передвижение происходит по федеральной трассе. Они говорили о том, что заморозят штрафные санкции. Но через две недели мы начнем получать первые «бумажки». Но пока на сайте Росавтодора и Минтранса нет никакой официальной информации об отмене. А еще есть платные участки дороги, то есть ты там платишь и еще "Платону" за них платишь.

Евгений Колупаев:

- Практически все водители на лизингах и на кредитах. Им нужно кормить свои семьи. Они время проплачивают свои расходы, а деньги за все это получат постфактум. То есть бензин он покупает заранее, машину ремонтирует тоже заранее и т.д. Своими средствами они кредитуют свой бизнес. Есть ведь простые способы решения этого вопроса: добавьте акциз на дизельное топливо. Стоит оно — 35 рублей, но будет стоит 38. Водители были бы не совсем довольны, но зато использовали бы простой и понятный инструмент. Без частных посредников, интернет-систем - все просто.

Михаил Обухов:

Принимаем «Платон» - значит кормим Роттенберга. Он что у нас особенный? Сегодня они начали с нас, но дальше будет больше: в ход пойдут и автомобили меньше. Если систему приостановят, то когда мы вернемся, работы не будет. Все крупные транспортные компании «подомнут» под себя всех клиентов. Передел рынка — вот что происходит сейчас. Вот у меня 6 машин. Я плачу транспортный налог — по 200 тысяч рублей. Если им мало денег, то добавьте 50 копеек к этой сумме и не придется содержать ни систему «Платон», ни Роттенберга. Налоговая инспекция абсолютно бесплатно соберет эти деньги и передаст в нужное место - открыто и без посредников. Сделайте так, чтобы я понимал, куда эти деньги уходят. Сейчас я не могу отследить, какие деньги и за какой пробег с меня списали, а вернуть неиспользованные деньги я тоже не могу. Мы заложники ситуации: работать и не работать не можем. У меня водители, за которых я ответственен! Им всем нужно что-то есть, кормить семьи и оплачивать свои кредиты!

Похожие материалы по теме

Спасение спортсменов — дело рук самих спортсменов?

Что станет со спортивной индустрией за несколько месяцев простаивания? Все ли «переживут» нелёгкие времена? Нужно ли рассчитывать на помощь государства в этом вопросе? Об этом и не только мы поговорили с руководителями кировских спортивных школ и тренерами.