Мало того, сейчас он обучает ремеслу домовой резьбы подрастающее поколение. В числе первых учеников — его внук Иван, который стал помогать дедушке в 4-летнем возрасте.
Примечательно, что прошлое Геннадия Яковлевича даже отдаленно не было связано с творчеством. После окончания школы (родом он из деревни Лавречи Мурашинского района) Геннадий Лопатин поступил в Московский институт инженеров железнодородного транспорта. Специальность - инженер-механик. Был призван на военную службу в железнодорожные войска. Затем он окончил Военнную академию тыла и транспорта в Санкт-Петербурге. Далее — адъюнктуру (аспирантуру) Военной академии тыла и транспорта.
Геннадий Лопатин - полковник запаса, кандидат военных наук, доцент. Однако в служебной карьере по состоянию здоровья пришлось однажды поставить точку. Два года исканий — и жизнь вдохновила на новые дела, правда, в новой, творческой, стезе.
- Геннадий Яковлевич, с чего началось Ваше творчество? Когда Вы увлеклись резьбой по дереву?
- Интерес к работе с деревом я унаследовал от своего отца. Раньше он сам делал мебель из дерева и привил мне любовь к этому материалу, приучил бережно относиться к нему.
Резьбой по дереву я начал заниматься в 1999 году, когда вышел на пенсию. В 1966 году я закончил школу в Мурашах и поступил в Московский институт инженеров железнодорожного транспорта. Там для нас часто устраивали экскурсии по Подмосковью, мы побывали в Суздале, Владимире, Ростове Великом. Еще тогда я обратил внимание, что многие дома в этих городах были украшены красивой домовой резьбой. Я любовался творчеством этих умельцев. В то время я начал собирать фотоколлекцию резных наличников, но даже не задумывался, что и сам буду заниматься этим ремеслом.
После окончания института я уехал в Орехово-Зуево, где начал работать. Часто в выходные выбирался в Подмосковье – то на велосипеде, то на байдарках, и всегда интересовался домовой резьбой.
В 1972 году меня призвали в вооруженные силы, я уехал на дальний Восток, и свое увлечение мне пришлось на время отложить. В 1978 году я поступил в Военную академию тыла и транспорта в Санкт-Петербурге. После ее окончания я служил под Ленинградом, в Новгородской области. А в 1986 году поступил в адъюнктуру, закончил ее, защитил диссертацию и остался преподавать в академии.
Начиная с 1992 года стало подводить здоровье. В 1995 году я 4 раза попадал на лечение. Врачи сказали, что пора менять свою деятельность, и мне пришлось увольняться. Посоветовали мне и сменить климат. Куда ехать? Конечно, к себе на Родину.
Я вернулся на малую родину, в город Киров. Но примерно два года пребывал в трансе. Вроде, была хорошая перспектива по службе. Я получил звание полковника, защитил диссертацию и получил звание доцента. Казалось, что все еще впереди. А тут все так резко пришлось поменять.
Говорят, родные стены помогают. На родине мне действительно стало лучше. Однако, надо было чем-то заниматься, чтобы совсем не потерять смысл жизни. С 2000 года я стал интересоваться историей домовой резьбы, начал и сам мастерить.
- Расскажите о своих первых работах, истории их создания.
- Сначала я сделал в доме кухню, потом - кресло-качалку. Затем друзья стали просить украсить то домик, то баньку, то еще что-нибудь. С этого и началось мое увлечение.
В 2007 году я приобрел книгу «Над Вяткой рекой». В ней было две фотографии красивых филенчатых ворот Дома-музея М.Е. Салтыкова-Щедрина конца 19 века. Я проехал по городу, чтобы найти это здание, хотя город я знал еще плохо, да и здоровье не позволяло часто ездить в город. К своему удивлению, я увидел на месте когда-то красивых филенчатых ворот обычный дощатый забор. И предложил заведующей музея восстановить ворота по старой фотографии. Она дала добро. С марта по май я разрабатывал проект. И в мае, с разрешения заведующей, приступил к восстановлению ворот. Сначала делал их у себя в гараже. Потом школьный друг решил помочь и предложил столярный цех, в котором можно поработать. В итоге к августу 2007 года новые ворота были готовы.
В 2008 году я построил на территории музея колодец и качели, украсил традиционной вятской домовой резьбой летнюю кухню.
В то же время я искал материалы по резьбе по дереву. Мне посоветовали, что в музее-усадьбе художника Н.Н.Хохрякова есть небольшая библиотека, где можно почерпнуть ответы на многие вопросы. В музее я нашел не только полезную информацию, но и макет благоустройства усадьбы с беседкой. Поскольку раньше я уже делал несколько беседок для друзей и знакомых, то предложил построить беседку-ротонду на территории музея Хохрякова и украсить ее резьбой. В 2008 году, к юбилею музея, я осуществил эту задумку.
А в 2013 году, к юбилею Дома-музея М.Е.Салтыкова-Щедрина, пристроил веранду к летней кухне для проведения мастер-классов.
В 2014 году украсил домовой резьбой фасад здания Музея-усадьбы художника Н,Н.Хохрякова и построил ворота, использую традиции вятских мастеров.
В 2008 году художественно-экспертный совет по народным художественным промыслам Кировской области присвоил Геннадию Лопатину статус «Мастер народных художественных промыслов Кировской области». За время своей творческой деятельности Геннадий Яковлевич принял участие в 22 специализированных выставках. В их числе 5 выставок-ярмарок народных художественных промыслов России. За участие в них Геннадий Лопатин награжден многочисленными дипломами, благодарственными письмами, свидетельствами и почётными грамотами.
- Знаю, что и сами Вы проводите мастер-классы. Много ли у Вас учеников, помощников?
- Главный мой помощник — младший внук Иван. Ему не было еще и 4-х лет, как он начал помогать мне при строительстве исторических ворот Дома-музея М.Е.Салтыкова-Щедрина. Вместе с ним мы создали резную калитку на территории детского сада «Колобок» в поселке Юрья. Эту калитку мы подарили детскому саду, когда внук пошел в школу. Внук и сейчас занимается резьбой по дереву. В 6 лет он сам смастерил крольчатник, причем уверенно орудовал лобзиком и шлифовальной машинкой. Правда, строгать ему на деревообрабатывающем станке пока не разрешаю — это довольно опасно. Подрастет — всему научится. Уже дважды Иван занимал первые места в конкурсах по резьбе по дереву среди участников Юрьянского района.
Есть у меня и другие ученики - и дети, и взрослые. Обучаю резьбе по дереву бесплатно, дабы это прекрасное ремесло не кануло в лету. В последний раз, когда я проводил занятие по резьбе в «Ночь искусств», один мальчик лет восьми сказал, что тоже хочет научиться этому ремеслу. Года три назад он уже посещал мою выставку, но тогда был еще маленький. А желание у него не пропало. И вот нынче мы договорились с ним, что весной начнем обучение.
- А среди взрослых есть продолжатели Вашего творчества?
- В Кирове мастеров не так много. Хотя в районах области есть мастера на все руки. Много их в Кикнуре. Каждый второй-третий дом там украшен резьбой. Очень много резьбы сохранилось в Уржуме, Нолинске, Яранске. Больше всего мне нравится домовая резьба в Яранске. Ее отличает особым образом обработанная кромка. Это создает эффект объема.
- Над чем работаете сейчас?
- В настоящее время я делаю для библиотеки Герцена летнюю читальню - за новым зданием библиотеки. Надеюсь, что к весне, а возможно, даже в этом году все работы будут окончены.
- Много ли времени уходит на творчество?
- По-разному, все зависит от сложности работы. Например, на создание ворот Дома-музея М.Е.Салтыкова-Щедрина практически полгода, а на создание колодца во дворе Дома-музея Салтыкова-Щедрина ушло чуть больше месяца. Сначала нужно разработать идею (саму конструкцию, деревянные узоры). Кстати, на это нередко уходит даже больше времени. Остальное — дело техники.
- Какую древесину используете для работы? Кто помогает с материалом?
- В основном, ель или осину. Для более ажурных элементов используется осина, для более основательных — ель. Правда, каждую досочку приходится тщательно отбирать. Бывает так, что переберешь кубов 10, а из них всего куб - максимум полтора хорошей древесины, которая подходит для резьбы. Всю древесину сушу сам (в естественных условиях), на это уходит года два-три, а иногда даже четыре. Очень важно тщательно высушить дерево, чтобы стабилизировать его структуру. Такая древесина лучше сохраняет форму. Все материалы закупаю в основном за свой счет, хотя находятся люди, готовые помочь.
- Расскажите о творческих планах.
- Я хочу сохранить традиции вятской домовой резьбы, сделать наш город более красивым и привлекательным. Хочется, чтобы кировчане тоже последовали моему примеру и сделали что-то полезное для города.
Есть еще такая давняя мечта. На Мопра 19 б сохранился дом, фасад которого полностью украшен резьбой. Около 10 лет я пытаюсь отвоевать его и создать там музей деревянного зодчества Вятского края и города Кирова.
- Вы обладатель множества наград: Почетных знаков "За вклад в развитие культуры Кировской области", «За заслуги перед городом», грамот «За большой вклад в сохранение и развитие народных промыслов Кировской области» и так далее. В 2008 году Вы получили звание лауреата премии "Вятский горожанин", в 2012 году - звание лауреата общегородской премии «МЭРИ» в номинации «Меценат года» «За активную благотворительную поддержку кировских музеев». Вы сделали уже немало подарков для родного края, не задумывались о том, чтобы сделать любимое дело бизнесом?
- Задумывался, конечно, но, видимо, это не для меня. Может, я не от мира сего, если отдаю из своего кармана. Но если честно, я получаю от этого удовольствие — и этим я живу. К этим делам я привлекаю своих внуков, что очень важно для их воспитания. Всё это для меня хороший стимул жизни. Здоровье подводит, но когда начинаешь работать, о болезнях получается забыть. Так становится намного легче и жить, и создавать что-то новое.