Давид Темурович, как опера пришла в вашу жизнь, когда вы решили, что станете оперным исполнителем?
Я пою с шести лет. Уже в школьном возрасте я пел на эстраде в ансамбле Alioni, что означает «Рассвет». И по окончании школы я знал, что не могу без музыки. Но также я понимал, что мне нужно получить соответствующее образование. Я хотел исполнять не только эстрадные произведения, но и более сложные. Я вообще не люблю идти по пути наименьшего сопротивления, ищу препятствия, таков мой жизненный формат. Поэтому пошёл по сложному пути и поступил на факультет классического вокала, чтобы по окончании иметь возможность петь и оперу, и эстраду, и романсы, и все прочее. Родители были против, поэтому мне пришлось поступить сначала в политехнический университет, а параллельно учиться в консерватории.
По окончании обучения вас приглашали на работу театры Европы, но вы уехали в Москву. Почему?
Если честно, то перед Москвой страх был меньше. Мне было 22 года, я не решился сразу ехать в Англию или Швейцарию и согласился на Москву. И сейчас, спустя пятнадцать лет, я понимаю, что всё сделал правильно. Ни разу о своём выборе не пожалел. Если я бы жил в других странах - Европе или Америке, - я не знаю, сделал бы я то, что сделал? Может быть, мне не пришлось бы столько работать, доказывать кому-то что-то, наверное, там другая среда. И результаты были бы другие. В Москве я стал работать в театре «Новая опера». Я был влюблён в этот театр. Там работал потрясающий дирижёр Евгений Колобов, который входил в десятку лучших дирижёров страны. Воспоминания самые лучшие. Затем был театр «Геликон-опера», а в 2002 году я создал Фонд «Таланты мира», который дал огромное количество проектов.
Считается, что артисту трудно прорваться на эстраде. Распространяется ли этот стереотип на оперу?
В опере вообще всё иначе. Оперное искусство - это уже практически музейный жанр, тут всё сказано. Это элитарное искусство, искусство королей. Это не каждому дано. Чтобы прийти послушать какой-то спектакль, нужно иметь определённую эрудицию. Только в этом случае можно насладиться происходящим. А если ты пришёл в зал, сидишь как на иголках, не понимаешь, что происходит и зачем люди на сцене так кричат - опера не для тебя.
Оперные артисты именно поэтому не так стремятся выходить на телеканалы, как-то афишировать себя, потому что они понимают, что круг слушателей ограничен. Они изначально, идя на эту дорогу, знают, что хлеб нелёгкий.
И что в конечном итоге если ты становишься популярным, то в определённых кругах, а не на «Первом канале». Хотя есть страны, где оперное искусство транслируется по центральным каналам - по всей Европе, к примеру, существует определённая пропаганда оперы. Но не у нас.
Давид Темурович, расскажите поподробней о Фонде «Таланты мира». Как пришла идея его создания?
Когда я жил в Грузии, я учился в двух вузах, работал в двух театрах, на двух телеканалах, вёл свою передачу, работал в музыкальном училище и музее. И когда я приехал в Москву и стал работать в «Новой опере», мне было мало одного театра, хотелось ещё что-то делать, сил было много. Поэтому я решил создать благотворительную организацию, которая будет помогать как артистам, так и тем людям, которые нуждаются в благотворительности. Мы провели огромное количество проектов для инвалидов, детей, пенсионеров и многих других категорий. Основная наша цель - чтобы оперное и вокальное классическое искусство в целом звучало во всех городах России. Мы хотим сделать это искусство более народным, доступным, чтобы у людей была возможность к нему прикасаться. Приятно, когда благодаря нам даже в тех городах, где раньше никогда не проходили концерты такого формата, сейчас они есть. Мы замечаем, что после таких мероприятий дети идут в музыкальные школы, на скрипку, вокал. Мы меняем в лучшую сторону жизнь городов.
Какие проекты Фонда можно назвать самыми яркими?
У Фонда множество авторских проектов, все они формируют колоссальный вклад в пропаганду оперного искусства. Это такие проекты, как «Дуэль теноров и баритонов», «Примадонны, или Соперничество сопрано и меццо-сопрано», «12 королей оперы», «Парад теноров», «Королевский турнир, или Состязание теноров, баритонов и басов». Никогда прежде не было классических концертов такого формата. Проекты постоянно придумываются, чтобы завлечь больше слушателей. Поэтому я с абсолютной гордостью могу сказать, что мы в своём роде индивидуум.
Когда Фонд только открывался, многие говорили, что это бред, оперу невозможно раскрутить. Но, как видите, всё возможно.
С Фондом сотрудничает сегодня довольно много исполнителей. Как удаётся согласовывать все концертные графики?
Все наши гастроли и планы расписаны на несколько лет вперёд. Мы заранее предлагаем туры артистам, показываем им график мероприятий, и выбираем тех, кто сможет принять участие, а кто-то, может, уже занят в других проектах - работой в театрах, например, в «Большом» или «Ла Скала». Многие артисты сами присылают свои резюме - как молодые, так и уже известные. Более того, сейчас уже не приходится завлекать именитых артистов, они с большим удовольствием соглашаются участвовать в наших проектах, потому что Фонд «Таланты мира» - это бренд, его имя работает само на себя.
Существует ли какая-то мода на оперные произведения?
Пожалуй, нет. Нельзя сказать, что мода на определённые оперные произведения меняется с течением времени. Можно отметить, что, допустим, в России любят «Кармен» и «Травиату», в Америке - «Богему», в Германии ещё какое-то произведение, но чтобы часто менялись вкусовые пристрастия - такого нет. Для этого нужно, чтобы репертуар оперы постоянно обновлялся, чтобы постоянно писалось что-то новое, а сегодня оперное искусство по наполнению уже практически не развивается. Апогея опера достигла тогда, когда ещё жил Джузеппе Верди. Сейчас сложно будет повторить этот успех. Пожалуй, изменения можно заметить в характере исполнения. Современные технологии диктуют свои правила и в опере, меняется стиль, вкус, профессионалы могут заметить, как меняется вокальная школа. Сегодня одно из ведущих требований - менее эмоциональное и более техничное исполнение партии, с компьютерной точностью. Лично я против всего этого, потому что всё-таки вокальное исполнение должно быть индивидуальным. Особенно в оперном искусстве.
Артисты Фонда и вы сами много гастролировали: Австрия, Россия, США, Греция, Украина, Великобритания и многие другие страны. Где, как вы считаете, самая чуткая публика, где оперой интересуются больше всего?
Во всех странах по-разному. Так, в России колоссальное культурное наследие, здесь очень любят и ценят оперу, здесь были созданы шедевры вокального искусства.
Россия - родина Чайковского, Рахманинова, Глинки, Мусоргского, Римского-Корсакова. Конечно, это наследие никуда не девается, интерес к классическому искусству у русских в крови.
И как говорит мой друг Коля Цискаридзе (Николай Цискаридзе - российский артист балета и педагог, солист балета Большого театра в 1992-2013 годах - прим. ред.), в России есть культура, а в других странах - деньги. Вот США, например. Я очень люблю эту страну, но там другие принципы, там оперное искусство никогда не было так любимо. США - страна мюзикла и джаза, там другие традиции. Оперное искусство немного чуждо американцам, и это вполне понятно. Кончено, есть определённый оперный бум в Европе. Это вообще родина оперы, к ней там, возможно, относятся так же, как у нас к «попсе»: в каждом маленьком городе Германии или Франции есть оперные театры, и там всегда аншлаг. Кстати, и в Китае, я знаю, часто бывают аншлаги, и очень интересуются оперным искусством.
Давид Темурович, каковы ваши ближайшие планы как руководителя «Талантов мира» и как артиста?
Уже не первый год успешно проходят несколько фестивалей Фонда, и один из них состоится совсем скоро. Это «Московское Рождество с Давидом Гвинианидзе». Фестиваль пройдёт уже второй раз. Следующее большое мероприятие состоится в феврале - это «Шаляпинский фестиваль басов». Есть «Шаляпинский фестиваль» в Казани, а у нас именно фестиваль басов при поддержке министерства культуры РФ и правительства Москвы. В его рамках планируем открыть конкурс исполнителей имени Фёдора Шаляпина, который является одним из самых больших культурных послов России - и весомее которого, как певца, наверное, никого не было. Далее планируем провести международный обмен исполнителями. Только что к нам приезжали артисты из США, теперь мы хотим отправить наших исполнителей в туры по Штатам и Европе. Сейчас это особенно актуально - ведь, как известно, культура побеждает политику. Это наша цель - творить и помогать народам сближаться, в этом и есть наш девиз: от культуры мира - к миру на планете.