Надувные лодки отличает уникальный универсализм. Практически все современные большие корабли имеют на борту надувные суда поменьше. Надувные лодки исключительно безопасны, устойчивы и эффективны на воде.
Поскольку надувные лодки легче, чем их жесткие аналоги, то мотора меньшей мощности всегда достаточно, чтобы двигать Ваше судно. Надувная лодка - превосходное решение для отдыха на природе. Задумайтесь только: вне зависимости от места назначения, всегда сможете добраться до цели с универсальной и легкой надувной лодкой.
О материалах, видах швов и способах соединения подробно рассказано на нашем сайте в статье "Что такое надувная лодка". Сейчас мы попытаемся расказать Вам, на что обратить внимание при покупке лодки.
Типы лодок
Все надувные лодки можно разделить на три типа: гребные, моторные и RIB.
Легкие гребные лодки подойдут для рыбалки и походов на небольшие расстояния. Они имеют достаточно простую конструкцию. Баллоны разделены на несколько отсеков. Так что если один их баллонов будет поврежден – лодка останется на плаву. Пайол (пол) гребных лодок может быть либо полужестким, когда в материал дна вставлены пластины из пластика или фанеры, или жестким – изготовлен из фанеры или легкого сплава.
Конструкция моторных лодок кардинально отличается от строения гребных. У лодок, рассчитанных на установку подвесного двигателя, имеется жесткий транец, на который собственно и крепится мотор. Моторные лодки отличаются друг от друга мощностью двигателя и конструкцией дна. Днища лодок, рассчитанных на небольшой двигатель мощностью 2-3 л.с., делаются либо надувными, либо просто усиливаются поперечными рейками. А лодки с более мощным двигателем комплектуются жесткими пайолами (днищами), которые позволяют уверенно глиссировать с высокими скоростями. Также для мощного двигателя требуется и большая по длине лодка.
И третий подвид лодок – это так называемый RIB (Rigid Inflatable Boats), то есть надувная лодка с жестким V-образным пластиковым или алюминиевым днищем. Такие лодки имеют все приемущества судов с жестким корпусом (прочное дно, возможность установки мощного двигателя (до 150 л.), отличные динамические характеристики – развивают скорость более 100 км/ч) и в то же время могут переноситься силами всего нескольких человек.
Составные части конструкции любой надувной лодки можно представить в виде следующих пунктов:
- Борта лодки устроены из 3-х независимых надувных секций – баллонов.
- Полы, которые могут быть надувными и жесткими разборными.
- Стрингера и профили их жесткости
- Киль. Как правило, лодки имеют надувной киль.
- Транец для подвесного мотора - стационарный или навесной.
- Надувные части лодки имеют удобные воздушные клапана, позволяющие быстро накачать и спустить лодку.
- Быстросъемные разборные весла.
- Сиденья (банки)
- Сумки для транспортировки сложенной лодки.
На что обратить внимание при покупке
Прежде всего, ответьте сами себе на ряд вопросов:
- Для чего будет использована лодка?
- Как будет храниться лодка?
- Как часто предполагается накачивать лодку и выпускать из нее воздух?
- Какое основное назначение приобретаемой лодки: семейный отдых, рыбалка, спорт?
- Мотор, какой мощности необходим для эксплуатации Вашей лодки?
Грузоподъемность
Не факт, что если вы нагрузите лодку до ее номинальной грузоподъемности, то получите удовольствие от такой езды.
Даже при установленном с максимально допустимой мощностью моторе, такая лодка может не выходить на глиссирование, и Вы потеряете как минимум вдвое от ее расчетной скорости. Принято считать, что в этом случае необходим запас в 1,4 - 1,5 раза меньше от максимально разрешенной загрузки.
Но для некоторых лодок это очень индивидуально. В одном случае при такой загрузке вода разве только что через борта не польётся, в другом лодка и вправду будет иметь достаточно хороший ход.
Днище
Возможно, Ваш выбор пал на небольшую лодку с мягким днищем и подвесным транцем, тогда все, вышесказанное не будет для Вас принципиально. С двигателем 2 - 3 л/с они уверенно ходят, в зависимости от загрузки 7- 10 км/ч.
Но если хочется, чтобы ветер свистел в ушах, то однозначно стоит прицениться к лодке пожестче, да с килем.
С мягким дном ей никак не выйти из воды, киль же существенно прибавит устойчивости на поворотах, при волне и порывах ветра.
Каждому когда-нибудь приходилось идти на вёслах или наблюдать, как это делают другие. И если, вдруг, Вы сделали гребок вместо двух вёсел одновременно только одним, то сразу же лодка сбивается с прямого курса. Так вот, чем меньше у лодки выражен киль, тем сильнее она отклонится от курса при несимметричном гребке. Почти также будет себя вести лодка, идущая с мотором. Если мотор установлен по верхнему пределу допустимой мощности, то при управлении лодкой на высоких скоростях она будет рыскать, и даже небольшая волна будет вносить коррективы в курс движения. С маломощным мотором такие эффекты мало ощутимы, и ими можно пренебречь. Исходя из вышесказанного, казалось бы, нужно использовать лодки только с сильно выраженной килеватостью. Тем более, что такая лодка ещё и лучше будет резать волну, тем самым уменьшая вибрацию и качку. Но если бы не одно “но”. Процесс выхода на глиссирование и само глиссирование от килеватости лодки имеет обратную зависимость. Чем более плоское днище у лодки, тем легче и быстрее она перейдёт в глиссирующий режим. И при этом для глиссирования будет достаточно двигателя меньшей мощности.
Исходя из вышесказанного можно дать конкретную рекомендацию: Если Вы планируете ставить на лодку двигатель с мощностью по верхней границе допустимого, то берите килевую. Если по нижней, то отлично будет служить и плоскодонная.
Транец
Теперь несколько слов о транце. Собственно, одна из важнейших частей лодки, используемой с подвесным мотором.
Прочность и надежность крепления – главный фактор. Здесь следует обратить внимание на его толщину, наклон, покраску и защиту. Толщина транца под моторы до 15 л. с. должна быть не менее 25 мм, под более мощные - 35 мм и более. Под импортные моторы, транец должен иметь наклон 4-6 градусов. В этом случае легче отцентровать лодку, перемещая груз, и отрегулировать наклон "ноги" мотора - с тем, чтобы винт вкручивался в воду строго горизонтально и на максимальных оборотах, что даст лучший упор, а значит, обеспечит режим работы двигателя и его КПД. Лодка не будет "дельфинировать", а винт не станет хватать воздух. Поверхность транца должна быть покрыта краской на основе 2-компонентной эпоксидной смолы - это надежнее, чем покрытие, скажем, эмалевыми красками. Верх торца транца должен быть защищен специальным ПВХ-профилем, чтобы не размочалить фанеру, из которой он сделан. Вклейка транца. У большинства импортных лодок он вклеен с помощью ПВХ-профиля - транцедержателя, который при накачке баллонов изгибается. Его П-образные стороны надежно держат вклеенный транец. Очень хорошее инженерное решение!
Баллоны
Итак, транец вклеен в баллоны, и если они - квелые, то при работе двигателя он будет раскачиваться, и винт начнет отбрасывать струю не строго горизонтально, а переменно: то вверх, то вниз, что негативно скажется на эксплуатации лодки. Давление в баллонах. 240-250 миллибар - таково давление в баллонах большинства импортных лодок. Почему? Потому, что меньшее не обеспечивает стабильность транца при использовании подвесных моторов в глиссирующем режиме. Но как добиваются такого показателя? Здесь следует обратить внимание на используемую ткань: чем они толще, тем лучше. С чего бы это одна лодка значительно легче другой при одинаковых размерах? Просто в первом случае ткань, из которой сделана лодка, легче. Потрогайте и сравните.
Швы
Конечно, они должны быть очень надежными. Желательно, проклеенными несколько раз. Именно на них приходятся критические нагрузки. Конечно, вам никак не проверить, при каких условиях склеивалась лодка (влажность до 30%, температура 21-22°С) и добавлялся ли в клей- отвердитель (2-компонентный клей для склейки лодок), что обеспечивает 100% полимеризацию склеиваемых поверхностей в течение 10-12 часов. Но, тем не менее, следует внимательно осмотреть все швы в лодке - хуже не будет. 250 мБар - именно с такой силой ступни взрослого человека (весом 80 кг) давят на поверхность земли. Просто попросите продавца постоять на баллонах понравившейся вам лодки или встаньте сами. Если баллон под вами проминается, то давление меньше рекомендуемой величины.
Семь футов под килем Вам!