Виктор Никоненко: «В детстве я был отравлен плохим театром кукол»

В честь открытия 81 театрального сезона Кировский театр кукол сделал подарок родному городу — гастроли Театра кукол им. Образцова. В течение двух дней именитые артисты и режиссёры учреждения радуют не только детскими, но и взрослыми постановками.

ГАЦТК имени Образцова — крупнейший в мире театр кукол. Театр был создан в 1931 году, и с первых дней его возглавил выдающийся российский кукольник, художник, литератор Сергей Образцов, который стоял во главе этого прославленного коллектива до конца жизни.

Зрители уже смогли посетить спектакль «Старый сеньор и…». Это три новеллы в духе магического реализма, разыгранные ростовыми марионетками без нитей. Спектакль для взрослых основан на трех новеллах Маркеса «Очень старый человек с огромными крыльями», «Самый красивый утопленник в мире» и «Набо – негритенок, заставивший ждать ангелов».

Известный театральный художник Виктор Никоненко не только придумал образы спектакля, но и поставил его как режиссер. К действию он отнесся как живописец. Картины, возникающие на сцене, очень красивы, содержательны и продуманы по стилю.

Откуда у Виктора  Леонидовича такая любовь к своей профессии  и какую куклу он называет самой лучшей в своей жизни? Об этом и не только мы узнали у него лично.

Виктор Леонидович, вы входите в число лучших художников-кукольников. Но мало кто знает, как начинался Ваш путь в этой профессии.

Я начинал в Драматическом театре и до сих пор его люблю. В свое время существовал Иркутский ТЮЗ, где режиссером был Слава Кокорин. Я там был главным художником, а театр кукол возник в моей жизни позже, так как раньше я относился к нему достаточно холодно. Все началось после того, как я увидел спектакль «Шпигель» Барнаульского театра. После этого я поверил, что театр кукол - достаточно серьезное искусство. Увлекся до такой степени, что это стало главной историей в моей жизни. Хотя я еще работаю и в кино.

В каком году вы сделали свою первую куклу?

Такого у меня нет. Есть у меня замечательные друзья, которые любят делать куклы, а я художник-постановщик, который сочиняет образ этих кукол. Когда я начинал, мне было жутко интересно создавать новый мир и новые куклы. Каждый раз я придумывал новые системы: кожаные, деревянные, комбинированные и металлические. Сейчас я «наигрался», и образ куклы возникает от понимания того, насколько она нужна в том или ином спектакле.

Вы сказали, что холодно относились к кукольному театру. С чем это связано?

Просто в детстве не видел хороших спектаклей. Я был отравлен плохим театром кукол. Когда я в него поверил, то понял, что это искусство намного интереснее всего остального. Ведь здесь есть возможность придумать не только декорацию, но и актёра.

А помните, как воспринимали ваше увлечение люди со стороны? Считали ли они, что «мужчины не играют, а тем более не создают кукол»?

Это вообще бред. Кто сделал Пиноккио? Кто руководил театром кукол в сказке «Буратино»? Классических чешских марионеток делали, например, серьезные мастера. Они все были мужчинами. Самая лучшая кукла в моей жизни - живая. И это моя дочь, которая почему-то пошла по стопам отца и скоро закончит ГИТИС. Сама выбрала этот путь со словами, что не знает другой жизни. Уже начала делать свои работы. Она понимает, что сочинительство — это самый нижний этап работы. Всё остальное — это цеха, магазины и люди. Очень много нервов тратится на то, чтобы организовать, уговорить, выслушать актрису, которая не желает одевать выбранный костюм. Я сам в 24 года стал главным художником, быстро повзрослел в профессии. Кроме опыта, нужна и уверенность в себе, которую всё время хотят разрушить. В художественное училище я поступил в 15 лет. Причем сам я из семьи геологов. Когда уж отслужил в армии, сразу пришел в театр. Хотя изначально профиль был не совсем театральный.

В некоторых городах даже открываются ваши персональные выставки, где вы представляете и свои ранние работы. Бывает, что на прежние работы смотрят с некоторым чувством стеснения. А у вас как?

Я все работы свои люблю. А почему бы и нет, это ведь часть меня. Наверное, есть работы, которые сейчас я бы и не сделал. Но и есть вещи, которые я и сейчас не сделаю. Мне кажется, что не стоит стесняться. Вот он я, как говорится.

С образами ваших кукол вас связывает нечто большее, чем просто реализованная идея?

Кто-то похож на меня. Я многих персонажей делаю бородатыми, даже мышата у меня с бородой. Почему бы и нет? (смеется -прим. ред) У меня есть друг, который даже сделал Карлсона с бородой. Ведь скандинавские мужчины в полном расцвете сил должны иметь бороду.

Кировскому зрителю Вы представите свою авторскую импровизацию на тему произведений Маркеса «Старый сеньор и…». В этой работе Вы выступаете сразу в нескольких ипостасях: автора идеи спектакля, художника и режиссера. В чем вы превзошли самого себя?

Во время работы над этой работой не обошлось без странностей. Первая странность — в конце 70-х я прочитал рассказы Маркеса. Тогда я даже не задумывался о том, что хочу увидеть этот спектакль на сцене. В то время нам даже Платонова запрещали ставить. Спектакль «Сон в летнюю ночь» нам одобрили лишь с одним условием, что мы укажем местного автора. Но это особенности того времени. Уже тогда Маркес для меня он был вторым Чеховым. Перед тем как начать реализовывать свою идею, я обратил внимание на то, что у Маркеса нет прямой речи. Все время кто-то мыслит вслух, хотя читателю так не кажется. Я позвонил своему другу Сереже Плотову из Челябинска и попросил его создать мне монолог странной женщины, которая постоянно врёт, но делает это красиво. Вот этот монолог был отмечен даже колумбийским историком и критиком. При этом у нас не было цели пересказать Маркеса. Да и к тому же в рассказах автора старик разговаривает с мальчиком, а в моем спектакле девочка. Ведь у меня дочь, и мне проще представить разговор с девочкой. Я из маленького кусочка общения сделал спектакль. Странность вторая - для того, чтобы кукла выглядела живой, я придумал, что со сцены она будет говорить на тарабарском языке, а переводчик будет переводить её слова. Через пару месяцев наш завлит приносит мне журнал, где рассказывается история о женщине, которая является носителем вымирающего языка в Колумбии. Самое главное, что она очень похожа на главную героиню моего спектакля. Та находка, которую я придумал как режиссер, оказалась правдой. 

Творческого человека нельзя не спросить про творческие планы и мечты.

В работе у меня несколько спектаклей. Так что главное для меня сейчас — закончить начатое. Также есть идеи и по творчеству Шекспира. Я хочу взять все любовные сцены из его произведений и сделать что-то необычное.

Похожие материалы по теме

Вартан Саркисов — биография, образование, этапы спортивной карьеры

Вартана Саркисова можно отнести к плеяде советских спортсменов, которые сами не достигали высоких результатов, но внесли огромный вклад в становление и развитие российской школы классической борьбы.

Вартан Саркисов — биография, образование, этапы спортивной карьеры

Вартана Саркисова можно отнести к плеяде советских спортсменов, которые сами не достигали высоких результатов, но внесли огромный вклад в становление и развитие российской школы классической борьбы.

Алексей Тайчер и его бизнес. Биография предпринимателя, мажоритарного акционера группы «ТФМ»

Алексей Роменович Тайчер прошел путь от помощника директора по финансам транспортной компании до владельца крупного холдинга. Разработка горных месторождений, финансовый и операционный лизинг, грузовые перевозки — это далеко не полный перечень направлений деятельности его предприятий.