В Киров Никита приехал на аниме-фестиваль AiO. Он рассказал порталу ikirov.ru, как относится к пиратству в литературе, какие жанры фантастики сегодня популярны и почему писатель-фантаст не играет в компьютерные игры.
Никита, расскажи, как началась твоя писательская карьера, почему ты решил перебраться в Санкт-Петербург?
Я родился в Кирово-Чепецке, хотя по паспорту числюсь родившимся в городе Губаха Пермской области - так уж получилось. После окончания школы я переехал в Киров, потом в 2006 году в Санкт-Петербург. Моё первое образование - соцработник, я учился в ВСЭИ. Второе - преподаватель психологии в педагогическом. Но, конечно, по специальности я ни дня не работал, в Кирове последнее, чем я занимался, - это организация городских праздников - Масленица, День города 2005 года, ёлка 2005-06. И 1 января 2006 года, когда я ехал с «Голубого Огонька», я понял, что я в этом городе больше жить не могу. Если я тут останусь, буду заниматься всё тем же делом, и никакого личностного роста у меня не будет. И через две недели я уехал и не жалею. Санкт-Петербург - единственный город в России, в котором мне комфортно жить. Москву не люблю. Грязный, вонючий город, жизни там нет, мне всё не нравится. Люблю жизнь и атмосферу Петербурга.
Писать я начал в очень раннем возрасте, лет в семь. И когда в начальной школе в сочинениях на тему «Кем ты хочешь стать» все писали «пожарным, милиционером, космонавтом», я писал, что я хочу быть писателем.
Это была моя осознанная мечта с самого детства, и я к ней постепенно шёл: писал тексты для газет, рассказы, которые публиковались в газетах и интернете. Моя первая серьёзная публикация случилась в 2012, это был сборник рассказов, где я выступал в качестве составителя. Мой первый роман вышел в 2013 году. С того момента по сегодняшний день уже написано и опубликовано девять романов и несколько сборников рассказов. Кроме того, последние два года я занимаюсь составлением фантастических серий для издательства «АСТ».
Какие писатели повлияли на твоё творчество?
Из зарубежных авторов - Стивен Кинг и Нил Гейман. Кинг пишет всегда увлекательно, здорово. Как говорят, если он напишет список покупок, у читателя волосы встанут дыбом. А у Нила Геймана великолепный язык, его задумки поражают. У него есть романы, которые я бы хотел написать сам. А из отечественных авторов - конечно, это Стругацкие и Владислав Крапивин с его доброй атмосферой. Конечно, всех авторов, которые выходят в моей серии, я читаю. Что касается других серий - очень хороший автор Василий Маханенко, Руслан Михайлов, Алекс Кош.
Действие твоего первого романа происходит в Крыму. Почему именно там? Почему, к примеру, не в Санкт-Петербурге?
Во-первых, к тому времени про Питер уже было написано несколько романов, и это были романы полноценные, идеальные, «танцевать» там негде. А про Крым никто не писал, про Крым вообще мало написано, никто им не интересовался. Всем известные политические события начались через два месяца после выхода книги. И на презентациях я всегда начинаю с того, что если кто-то пришёл поговорить о политике - то может сразу уходить.
Я абсолютно аполитичен, публично свои мысли не высказываю и не несу в книги. Мои романы написаны для подростков, которым это неинтересно и не нужно. Я рассказываю о любви, дружбе, о том, как быть человеком, как оставаться человеком, - именно об этом я с ними хочу разговаривать.
Вообще, я с детства влюблён в Крым. Все смотрели советские приключенческие фильмы, вроде «Приключений капитана Гранта», а снимались они как раз в Крыму. И когда я в возрасте семи-восьми лет впервые приехал туда, я увидел все эти места из телевизора и просто влюбился. Когда я был в Крыму уже в сознательном возрасте, я там побывал в Балаклаве на штольне, где есть туннели в виде тюбингов, как в метро. И я решил - почему бы и не перенести действие романа туда.
Сколько времени занимает создание одного романа?
В среднем работа над романом занимает около трёх месяцев, ещё около шести на подготовительные работы. Пока думаю над одним романом, пишу другой, потом делаю перерыв. Можно, конечно, сидеть в кооперативе Дарьи Донцовой и выдавать по четыре романа в месяц, но мне себя жалко.
Фантастическая литература, как правило, тесно связана с игровой индустрией. Как ты относишься к компьютерным играм?
Я очень люблю игры и очень ими увлекаюсь. Я знаю, что если я сяду за игру - то я пропал. Пропадут недели работы, а если я не сделаю работу, мне никто не заплатит, и я просто умру с голоду. Поэтому мне приходится отказываться от игр. Я не играл в «Сталкер», я не играл в «Ведьмак», не играл в Fallout новый. А хочу, очень хочу, но знаю, что нельзя. Вот когда я заработаю миллионы денег, буду лежать на диване богатый и старый, я куплю себе огромный плазменный - не знаю, как тогда будут называться телевизоры, - и буду играть во все эти игры. Книги по играм я тоже не читал, прочитаю - захочется поиграть, а это такой наркотик, нельзя-нельзя. Единственное, что я читал - это Михаил Успенский «Остальное — судьба» из серии «Сталкер». Я вообще всем его рекомендую, у него чудеснейшие романы «Там, где нас нет». Что касается других произведений по играм, я примерно представляю, в чём там смысл, но не трогаю. Пусть лежат.
В последние годы в интернете идёт активная работа по защите интеллектуальной собственности любого вида. А как ты оцениваешь проблему пиратства, существует ли она для тебя?
У меня с пиратами очень простые отношения: деньги за свою книгу я получаю от издательства, и получаю их сразу. Судьба продаж меня, конечно, волнует, но на мой кошелёк уже не влияет. Все мои романы, как правило, появляются через 20 минут на каком-нибудь сайте, но мне без разницы. Для меня нахождение книг в интернете - то же самое, что библиотека, обычная публичная библиотека, и я не помню, чтобы у нас в библиотеках брали с людей деньги за то, что они читают книги. Но если после этого прочтения человек захотел сходить, купить книгу и поставить её на полку - значит, книга хорошая. Это сугубо его выбор. А к тому, что электронные книги побеждают бумажные, я вообще очень спокойно отношусь, у меня по этому поводу нет истерии, свойственной многим писателям, потому что я понимаю, что у нас меняется формат книг, восприятия текста, большинство начинает читать с электронных девайсов.
Говорить о том, как плохо то, что бумажную книгу стали меньше покупать, это всё равно, что говорить «электронная книга - это не то, а вот от бумажной - запах, ощущение. Хотя нет, бумажная книга тоже не то. А вот береста была - вот это да». Бессмысленное дело, мы переходим в новый формат, нужно идти в ногу со временем и не плакать об этом.
Существует такое явление, как сетература - литература, которая не выходит за пределы интернета. Знаком ли ты с этой литературой и каких писателей можешь выделить?
Скажем так - я вынужден читать эту литературу, так как я занимаюсь составлением серии книг «Академия волшебства» и Wargames от издательства «АСТ». Серия выходит этой осенью, все авторы - от интернет-ресурса «Самиздат». Мы ищем авторов, которые не публиковались, но тексты которых пользуются популярностью. На самом деле «Самиздат» - отличная платформа для того, чтобы автора заметили издатели и читатели. Потому что если твой роман пользуется популярностью, у него большое количество просмотров и комментариев, то вероятность того, что его опубликуют, выше. И начинающему писателю сейчас выгодней идти именно таким путём.
А вообще, какой жанр фантастики сегодня особенно популярен?
Востребовано сейчас женское романтическое фэнтези, вот эти сказочные любовные романы, лютики-цветочки, вот это сейчас на пике популярности. Многие вообще говорят, что фантастика сейчас непопулярна. Но недавно я побывал на фестивале Comic Con, и там становится понятно, что это не так - когда у стенда с книгами собирается толпа в несколько тысяч человек, нельзя говорить, что фантастика непопулярна.
Многие писатели-фантасты с течением времени как бы «взрослеют» и отказываются от фантастики в пользу других, более серьёзных жанров. Планируешь ли ты когда-нибудь уйти от жанра фантастики?
У меня есть идея для написания романа в жанре «современная проза», есть история, которую хочется рассказать. Но пока я её не пишу, потому что у меня с собой есть некая внутренняя договорённость, что пока за большую литературу браться рано. Фантастика - это такой жанр, который многое прощает тебе как начинающему писателю, при недочётах можно на фантастический жанр опираться как на костыль. Если есть промахи - можно многое объяснить тем, что это же фантастика. А в современной прозе щита нет, если накосячишь, то прикрыться уже нечем.
Ты родился и вырос в Кирово-Чепецке. Нет ли в планах перенести действие какого-нибудь из своих произведений на малую родину?
С первого курса института я пишу юмористическое фэнтези, действие которого происходит в Чепецке, и когда у меня будет много времени, когда я стану богатым, успокоюсь и буду писать для своего удовольствия, я этот роман закончу, выложу его в сеть, и если кто-то из издателей захочет издать - он будет и на бумаге. Ну, а сейчас я сдал третий «Крым» и пишу новый роман - это последний фантастический роман, который я планирую написать. Там будут приключения и немножко постапокалипсиса. Если вы любите Fallout, «Безумный Макс», читайте - вы там это найдёте.
Источник фото: vk.com