Спорт играет важную роль в жизни многих людей. Для кого-то он активный, а для кого-то - интеллектуальный; для одних спорт - это работа, для других - способ с пользой провести свободное время. Для того, чтобы добиваться хороших успехов даже в любительском спорте, достаточно ли просто заниматься тем или иным видом спорта или надо, в первую очередь, любить своё дело?
Артём, я знаю, что ты увлекаешься не только велосипедом, но и лыжами, и коньками. И вот совсем скоро ты поедешь на Чемпионат России по кросс-кантри. Это говорит о том, что ты уже расставил приоритеты между увлечениями и выбрал велосипед как основной вид спорта?
Не знаю почему, но меня всегда тянуло к велосипедам. Когда был ребёнком и ничего не понимал в них, на меня завораживающе действовали эти переключатели, то, как цепь висит и красиво переминается между звёздочек. В 13 лет купил свой первый скоростной велосипед в магазине «Подарок». Это был ужасный велик, так называемый «ашан» (так велосипедисты называют дешёвые велосипеды низкого качества — прим. ред). Я его ремонтировал неделю и катался день. Приоритеты между увлечениями расставил уже давно, в 2008 году, когда понял, что в лыжах мне уже ничего не светит. Тогда случайно попался велоспорт. Купил второй дешёвый велосипед за 4200 рублей (по тому уровню цен — прим. ред.). После первого «ашана» он показался лучшим в мире. Я катался, радовался жизни. Впервые поучаствовал в соревнованиях, но ничего не выиграл. Однако победил в следующей гонке в Порошино в том же году. Никто не ожидал, что парень на стальном «Стелсе» с подножкой и крыльями победит матёрых велосипедистов (смеётся — прим. ред.). Мне понравилось побеждать. Поэтому принял участие во второй гонке и занял второе место — первым был парень из Москвы на крутом велосипеде, который был гораздо сильнее меня физически. В этот же год я съездил марафон до Глазова на 200 км (второе название – бревет — прим. ред.) от воспоминаний о котором сразу начинают болеть колени. После «Стелса» купил «Мериду». Он показался просто божественным велосипедом, хотя был далеко не самым лучшим (стоимость 18000 рублей — прим. ред.). Тогда уже начал выезжать на гонки в другие регионы, в Москву и улучшать технические характеристики велосипеда. Эволюция велосипедов у меня происходила беспрерывно, а когда начал постоянно работать — она ускорилась.
Во сколько лет ты связал себя со спортом?
В спорте я с 9 лет. Вообще, с первого класса ходил в секцию каратэ, пока она не закрылась. Потом хотел заниматься футболом, но не прошёл тесты: попинать мячик на ноге, пнуть по воротам, дать пас. Потом просто от того, что надо было куда-то ходить, записался в лыжную. У меня как раз сосед в ней занимался. Мне понравилось. С годами сложилось ответственное отношение к тренировкам, и я уже не мог без спорта. Были времена, когда всё лето работал и не тренировался ради того, чтобы купить новые лыжи, обновить инвентарь.
Когда ты начинал заниматься велосипедным спортом, мечтал ли ты выйти на профессиональный уровень?
Конечно мечтал! В 2011 году, когда я почувствовал, что что-то могу, особенно после победы на одной многодневной гонке в Москве, я начал писать в разные команды. Я описывал себя и предлагал участвовать в соревнованиях за эти команды, но чтобы мне оплачивали хотя бы дорогу. Но никто не согласился — причины были разные. Например, кому-то человек из Кирова был не интересен, потому что им нужен был спортсмен, который участвует только в гонках Санкт-Петербурга или Москвы. Из одной команды я получил развёрнутый и аргументированный ответ. На тот момент мне был уже 21 год и мне написали, что я уже не научусь ездить нормально на велосипеде, потому что велоспортом нужно начинать заниматься хотя бы с 14 лет. А поскольку я был лыжником, то мои успехи в любительском велоспорте никакой роли не играли. Таким образом, практически прямым текстом мне указали на то, что я бесперспективен в профессиональном велоспорте. Но у меня такая черта в характере есть, что если мне сказали такое, то я буду доказывать обратное на деле. Поэтому все усилия у меня на это и направлены. Однако я любитель. У нас устоявшееся мнение, что профессионал — тот, кто зарабатывает деньги на своём увлечении. А у меня почти все деньги уходят в велосипед: его поддержание, поездки на соревнования. Отбивается лишь малая часть тогда, когда попадается гонка с нормальными спонсорами и у меня получается занять в ней призовые места. А так — это постоянные затраты. Поэтому я исключительно любитель, только вместо сидения на диване я занимаюсь спортом.
Тебе лыжи и коньки помогают добиться лучших результатов в велосипедном спорте?
Отчасти. Лыжи и коньки — хорошая база для общей физической подготовки. А специальная работа вся проходит на велосипеде. Я могу на лыжах долго кататься, но даже зимой должен делать тренировки в ущерб лыжам. Коньки тоже здорово помогают — работают те же мышцы, что и при езде на велосипеде. Недаром у конькобежцев велосипед — второй по значимости спортивный снаряд после коньков. Все эти виды спорта на выносливость, на координацию, на своеобразную силу, поэтому в межсезонье они очень помогают.
Твоя жизнь очень тесно связана с велосипедом: ты участвуешь в соревнованиях, в рабочие дни ремонтируешь и продаёшь велосипеды. Именно к этому ты стремился, когда начал заниматься велоспортом или всё получилось спонтанно?
Я никогда об этом не думал. Несмотря на то, что я учился в «Политехе» на технической специальности, я никогда технику не любил. Но когда появился велосипед, пришлось самому учиться ремонтировать его. Начал постоянно «тусоваться» в магазинах, например, в «Велопрофи». Почти жил там (смеётся — прим. ред.). Смотрел, что и как делают, иногда отдавал туда велосипед на ремонт, но и сам учился. О работе с велосипедами никогда не думал. Во время учёбы я по ночам работал на автомойке. Потом перевёлся на заочную форму обучения, чтобы работать на заводе. Потом уже захотелось быть ближе к спорту и устроился в новый магазин, где в том числе ремонтировал велосипеды. Это было мне по душе: познакомился со спортсменами, узнал много нового о простых людях. Два года там отработал и перешёл в «Веломир». Очень рад. Начальство меня поддерживает, отпускает на тренировки и гонки. Мы всегда договариваемся по этому поводу, но и я не наглею. Они хотят, чтобы я не только кучу великов продал и отремонтировал, но и чего-то добился в жизни и спорте.
В последнее время в городе много разговоров о велосипедных маршрутах, велодорожках. Ты поддерживаешь такой настрой иди это всё временно?
Настрой поддерживаю. Но у нас всегда хорошие идеи проваливаются, когда доходят до реализации. Я знаю многих ребят из велосипедизации (группа «Велосипедизация Кирова» в одной из соцсетей — прим. ред.), они делают очень хорошее дело. Достаточно посмотреть на то, сколько велопарковок появилось в городев прошлом и этом году. Это самое маленькое, но и очень полезное, что можно сделать в рамках проекта. Они настолько активны, что не остались незамеченными со стороны губернатора. Веломаршруты — вещь хорошая, но по вечерам и по спокойным улицам. Если вдруг 50-летние горожане захотят проехать по веломаршруту, то у них волосы встанут дыбом от интенсивности потока автомобилей, когда они поедут по дорогам большой группой, а если поедут по тротуарам, то покалечатся, как минимум. А вот по велодорожкам опыт других городов весьма печален. Как правило, в сознании тех, кто делает эти дорожки, — это тротуар, на котором краской начерчена линия и есть знак велосипеда. Попробуйте объяснить бабушкам и дедушкам, которые всю жизнь ходили по этой части тротуара, что теперь здесь проходит велодорожка. Нужна отдельная выделенная полоса. Но в рамках тесного города, когда дома стоят близко к красной линии и распространена точечная застройка, места вообще ни для кого нет. Я думаю, что велодорожки, к сожалению, обречены в нашем городе. Мы были на круглом столе по велодорожкам, которые планируются к 650-летию города, но там волосы дыбом стояли от того, что нам предлагали. Например, переезд ж/д путей под путепроводом на Московской, там, где гаражи. Есть хороший вариант проезда от Северной больницы к центру, но он тоже сделан через гаражи и промзону. Мы предлагали при строительстве новых микрорайонов сразу делать велодорожки, чтобы к краю основной части города подъезжать на велосипеде, а там уже если не по дорогам, то по тротуарам двигаться до нужного места. Но нам сказали, что ничего не знают и есть задание сделать велодорожки в рамках существующей транспортной сети, поэтому нам надо рассматривать те варианты, которые представлены. Но всё возможно. Нужны идейные люди, но не «снизу», а «сверху». Если появится такой же идейный человек, как тот, что продвигает точечную застройку в городе, то у нас велодорожки могут появиться через год.
На форуме спортивного клуба ты пишешь отчёты о соревнованиях. Кроме цели рассказать об увиденном и своих ощущениях, несут ли они какие-то другие задачи? Например, популяризация велоспорта.
Мои отчёты исключительно для развития велоспорта, потому что никакого желания писать отчёты для себя у меня нет. Это, можно сказать, самопожертвование. Чтобы напечатать качественный отчёт с хорошими фотографиями, мне надо отложить все свои дела на 2-3 дня. Это желание подстегнуть тех людей, которые боятся участвовать в наших соревнованиях. Потому что есть стереотип, что в наших гонках участвуют супер профессионалы, которые только и делают, что тренируются, тоннами едят спортивное питание и обгоняют всех, как биороботы. Но ничего подобного: это обычные люди, которые работают как все. Просто в свободное время они занимаются спортом, а не пролёживают бока на диване.
Как проходят твои тренировки и чему ты больше уделяешь внимание?
В разное время тренируюсь по-разному. В октябре у меня их не будет. Там я могу и в футбол поиграть, например. Потом начинается базовая подготовка: тренажёрный зал, бег, лыжи, а велосипеду времени уделяю поменьше. Зимой большие объёмы тренировок. Ближе к весне появляются интенсивные тренировки, а объёмы потихоньку уменьшаются, плюс силовые тренировки на велосипеде. Чем ближе к соревнованиям, тем выше интенсивность и меньше объём тренировок. Когда вхожу в соревновательный сезон, то почти каждые выходные — гонки. А между ними тренировки небольшой длительности с чередующейся интенсивностью. Например, встаю рано утром и еду на тренировку на Филейку: разминка, интервалы на высоком пульсе, потом делаю заминку, иду в душ и на работу еду. Бывает так, что если тренировка длинная, то договариваюсь с начальством о том, что задержусь и после тренировки сразу на работу. По вечерам большие тренировки не устраиваю, потому что это не очень полезно для организма и до часу ночи можно не уснуть.
Каким образом ты настраиваешь себя перед соревнованиями, есть ли ритуалы?
Ритуалов нет. Мысли о соревнованиях посещают только тогда, когда я уже еду на гонку. В рабочее время я думаю только о работе и готовлю велосипед. Перед стартом я всеми мыслями в гонке: смотрю трассу, думаю, как проходить разные участки, как лучше распределить силы.
Что ждёшь от Чемпионата России?
Жду, как меня «разорвут» мощные ребята, чтобы не зазнавался сильно (смеётся — прим. ред.). Конечно, я понимаю, что мне первая пятёрка и даже десятка не светит. Если попаду в 15-ку, будет хорошо. Я просто попробую свои силы. Кто ещё кроме меня поедет из Кирова на Чемпионат России? (смеётся — прим. ред.) Приходится отдуваться. Если честно, я бы не поехал в этом году, потому что ощущаю, что ещё не готов для таких соревнований. Но Григорий Долгих, председатель федерации велоспорта Кировской области, сказал: «Тёма, надо!» Я и согласился. Я понимаю, что нужно выезжать и что-то показывать, потому что у нас в области из велоспорта профильные виды только шоссе, маунтинбайк (кросс-кантри и даунхил). В даунхиле Никита Войнолович «отдувается», в кросс-кантри я буду выступать, в шоссе есть ребята, которые за нас поедут.
Кстати, как твои родные относятся к твоему увлечению?
Спокойно, всё понимают. У меня мама сама занималась велоспортом в своё время. Я сам, почему-то, всегда ставил спорт на первое место. Я мог на учёбу не пойти, но обязательно посетить тренировку. Влияет ли окружение на мои успехи? Сложно сказать. В основном ощущаю поддержку. Конечно, я чувствую, что кто-то меня уважает, кто-то относится ко мне с недоверием, кто-то — с презрением даже. Не знаю из-за чего. Всё зависит от человека. Основная поддержка идёт от мамы — она всегда поможет словом или делом в трудные моменты. Девушка ведёт себя нетипично: в особенно трудные моменты не требует, чтобы я ей уделял всё внимание и всё свободное время, а помогает. Вообще, я не могу, когда меня «пилят» или плохо отзываются о моих увлечениях. Директор и хозяин магазина тоже всегда поддерживают. Это очень приятно, что не только родные и друзья помогают, но начальство. Можно сказать, что меня окружили люди, которые постоянно поддерживают. Это очень важно в жизни.
Остаётся пожелать Артёму успехов и достойного выступления на Чемпионате России.
Авторы фотографий, который использованы в интервью:
1. (аватар) Алексей Смирнов.
2. Сергей Семакин.
3. Сергей Кудинов.
4. Игорь Трушков.
5 и 6. Иван Григорьев.
7. Илья Загарских.
8. Денис Репин.