24 июня в ЦСИ «Галерея Прогресса» второй раз пройдет отборочный тур Чемпионата России по чтению вслух «Открой рот». Мероприятие, которое было задумано, как обычный маркетинговый ход для пиара книжной лавки «Собачье сердце» в Новосибирске, теперь поражает своей масштабностью. Сразиться в искусстве своего красноречия уже могут жители 46 городов.
Откуда у бизнесмена тяга к прекрасному и как можно выиграть чемпионат, сильно не напрягаясь? Об этом и не только мы поговорили с отцом-основателем «Открой рот».
1) Михаил, глядя на карту географии проекта, удивляешься масштабу. Готовишься ли к «захвату» городов стран бывшего СНГ?
Очень давно идут переговоры с Казахстаном, но они такие очень вялотекущие. До известных событий мы планировали проводить мероприятие в Киеве. И в Симферополе — тоже до известных событий. Сейчас, впрочем, снова собираемся провести «Открой Рот» в Крыму, но пока только собираемся. Еще было предложение провести в городе Кривой Рог. Правда, непонятно на каком языке. Но переход границы не самоцель, так что пока Россию осваиваю, страна большая, на все остальные страны начнем обращать внимание чуть позже. Хотя, уже начали — появился совместный проект с посольством Великобритании в Москве — Loud Allowed Contest. Правила схожи, но только проводится чемпионат этот на двух языках. Уже в 8 городах прошли отборочные, остался 9 город - Владивосток, а 26 июня пройдет финал в резиденции Посла в Москве.
2) Так что же помогло сделать «Открой рот» таким популярным?
Не знаю. Может быть, хорошая погода или хорошие люди. Видимо, людям это нравится, и они начинают подключаться к процессу и развивают проект. В какой-то момент я испытывал удивление от этого всего, потом ужас. Этап ужаса прошел, и я пытаюсь с этим как-то жить.
3) Нестандартный подход проведения мероприятия и то что мы самая читающая нация — это только на руку проекту?
Я не вижу в этом ничего нестандартного. С одной стороны, это совпадение каких-то желаний и интересов людей. А с другой - все-таки это про литературу. Возможно, интересно не такому большому кругу людей, стадионов мы не собираем, но с точки зрения географии выглядит масштабно. Я не пытаюсь найти этому всему объяснение. Как в известной сказке про сороконожку, которую спросили, как она ходит и после того, как задумалась - перестала ходить. Я и не задаюсь этим вопросом из-за боязни именно перестать ходить.
4) Но путь у проекта был сложным, насколько мне известно. В свое время он задумывался как маркетинговый ход для твоей книжной лавки. Помогло? Как сейчас у бизнеса дела?
«Собачье сердце» существует и сейчас. Благодаря кабаре «Бродячая собака» мы избавлены от самого кошмарного, что только может быть в розничном бизнесе в центре большого города. Мы ва-абще не платим за аренду и за свет. Зарплата у продавцов мизерная. Поэтому у «эСэСа» (так «Собачье сердце» зовут в народе, я не виноват) все относительно хорошо. Только вот бываю я там два раза в год из-за того, что постоянно в дороге. Росту продаж чемпионат так и не поспособствовал, но первое время именно «Собачье сердце» поддерживало «Открой рот». Сейчас же чемпионат помогает книжной лавке. Вернее не сам чемпионат, а его побочные проекты. Ведь «Открой рот» - это абсолютно некоммерческий проект.
5) Любимым уроком в школе, наверное был урок литературы? Откуда тяга к прекрасному?
Мои любимым уроком была алгебра. У меня была учительница Инесса Ивановна Иванова, которая разрешала мне читать книжки, если я решал все предназначенные для урока задачи. Я обычно укладывался минут в 15, а потом доставал из портфеля книжку и читал. В основном, кстати, не художественную литературу, а всякий научпоп про ядерную физику. В итоге, в 1986 году, я решил поступить на физфак МГУ, но по литературе получил 2. И так и не поступил.
6) Какое место литературе ты сейчас отвел в своей жизни?
Раньше я читал параллельно в среднем по пять книг. Сейчас так уже не получается из-за нехватки времени. Так как я езжу я часто, то читаю в самолетах, поездах и т.д. Постоянно вожу книги с собой. Так что литература в моей жизни занимает такое же место, как еда. Это абсолютно естественное состояние.
7) Что сам любишь читать? Какое произведение зацепило из последних?
У меня уже давно нет такого термина как «зацепило». Все «волнами» — вот подряд три книжки прочел всяческих американцев —Пола Боулза «Пусть льет» (классно), Донну Тартт «Щегол» (буэээ!), Джонатана Франзена «Свободу» сейчас дочитываю, Борис Куприянов порекомендовал, и это на самом деле крутая книжка. Из русских авторов —последние несколько книг —это то, что выпускает казанское издательство «Ил-music». Не очень раскрученные, но вполне достойные авторы. Чего стоит, скажем, Женя Алехин, ему тридцати нет, а у меня нет эпитетов, чтобы его тексты описать. При любой политической обстановке люблю читать Эдуарда Лимонова. Мне все равно, какие у него там воззрения. Люблю Лимонова именно за русский язык. Елизарова люблю, раннего Сорокина. Андрей Аствацатуров вот новую книгу выпускает. Пойду куплю. Наверняка хорошая.
8) Качества декламатора не всем свойственны. Как можно выкрутиться? А сам пробовал «открывать рот»?
На самом деле все элементарно, как Ватсон. Надо выходить на сцену в клетчатой рубашке. В 2014 году из 23 отборочных туров не то 7, не то 8 выиграли парни или девушки, одетые в клетчатое. Я серьезно. Мы потом всем финалистам в декабре в Москве подарили по рубашке, но только один сразу же переоделся. Правда, в тот раз не помогло. А вообще есть простой способ, как выиграть, но никто им не пользуется. Не нужно торопиться, особенно это заметно у взрослых. Они волнуются, у них в отличие от детей руки дрожат. Поэтому я пару раз участвовал, например, в прошлом году проходил московский этап чемпионата. Он проходил в 100 библиотеках Москвы, и в одну из них — в «Проспект» на Ленинском я пришел и записался. Но там было жюри плохое. Они знали, что я —это я, и засудили меня, негодяи. Так я и занял 4 место.
9) Есть ли в планах сделать детскую версию версию проекта? Ведь сейчас у проекта все-таки есть возрастные ограничения: 18+.
Да, нас многие ругали за то, что у нас постоянно использовались тексты с довольно жесткой лексикой. Но с 1 июля прошлого года это стало запрещено. Поэтому законы мы не нарушаем, ведем себя мирно. Что же касается детской версии, то с самого первого дня появления «Открой Рота» меня спрашивали — почему ты не проводишь то же самое для детей? Ну, во-первых разнообразных детских «конкурсов чтецов» полным полно. Я о них, правда, не знал изначально, только после того, как «Открой Рот» стал захватывать мир, стал интересоваться. Не то, чтобы не хотелось создавать конкуренцию, скорее, не хотелось, чтобы меня с ними ставили в один ряд. Мы, все же, сильно другие. Во-вторых с детьми работать тяжело, я же не педагог, я электрик по образованию, мне бы лампочки вкручивать, а не подрастающее поколение пестовать. Но сначала прошел детский «Открой Рот» в Архангельске, там две школы поучаствовали, потом с подачи Президента фонда им. Астафьева Алексея Михайловича Клешко прошел чемпионат Красноярска, там было уже более 1000 детей. И началось. Новосибирск, Нижний Новгород, Москва… Проект получил название «Страница 15» и охватывает 6 городов. 4500 участников. С нового учебного года таких городов, я надеюсь, станет больше. Вполне возможно, что Киров тоже окажется среди них.
10) Как подходишь к отбору произведений? То, что читал сами или по совету знакомых и друзей?
Это момент вдохновения. Выбрать не так сложно. Занимает от 20 минут до 2 дней. Для каждого отборочного раунда рождается своя концепция. Главное в ней - выбирать не произведение, а отрывок. В одной и той же книжке могут быть как и интересное, так и неинтересное, это и ежу понятно. А вот как происходит выбор отрывков я вам не скажу. Это тайное ноу-хау, которе я выдам только под жестокими пытками или за колоссальные деньги. Для нормального человека это необъяснимо. Много раз наблюдал, когда профессиональные филологи помогали мне при выборе текста, а потом начинали обижаться, когда я некоторые отрывки заменял на свои. А потом по реакции зала они видели, что я был прав.
11) Вообще, о тебе уже ходят легенды. За плечами есть и другие громкие проекты. Как они рождаются? Это у вас в Новосибирске атмосфера такая?
Все хорошее рождается случайно, как дети. В Новосибирске, может быть, хорошая атмосфера, только любую хорошую атмосферу всегда кто-нибудь да испортит. Но настоящие, сильные и честные проекты живут и разными способами процветают. В Новосибирске появились «Тотальный диктант», «Монстрация» и теперь «Открой рот». Но «Открой Рот» здесь самый младший среди своих старших братьев. А вообще, я все-таки не новосибирец. Я родился в Новокузнецке и больше 30 лет прожил в Кемеровской области.
12) Сейчас «дитя» обходится и без твоего участия, а по какому принципу выбираешь, кого почтить своим вниманием?
Я стараюсь посещать все города, хотя в этом году 1-2 города прошли без моего участия. Но я думаю, придет момент, когда мне придется «слезть с этого паровоза». Не надоест, нет, просто сил не хватит. А ведущим я стал от безденежья. И неважно, что у меня плохая дикция, а в речи полно даже не слов, а звуков-паразитов. Я себя по телевизору смотреть не могу, сразу хочется или телевизор выбросить или руки на себя наложить. Выключаю — сразу эти черные мысли куда-то уходят. Но профессионалу надо было платить и объяснять правила. А себе нет. Так и работаю с тех пор — бесплатно, а правила никому не рассказываю.
Фото: из личного архива героя.