Владимир ЧУРИЛИН: «Судомодельный спорт - спорт пенсионеров»

В начале апреля в Москве в Крокус-Центре состоялся чемпионат России по стендовому судомоделизму. Кировский спортсмен Владимир Чурилин стал чемпионом. Для Владимира Терентьевича, это уже не первая награда. В «копилке» спортсмена уже есть такие титулы, как чемпион Великобритании и Мира.

По словам Владимира Терентьевича, российским судомоделистам в мире нет равных. «Так что России можно гордиться не только балетом, но судомодельным спортом», - уверен он.

Как он пришел в этот спорт и что это для него: хобби или профессия. Об этом и не только в интервью порталу ikirov.ru.

Владимир Терентьевич, вы уже не первый год становитесь чемпионом. Из чего складывается ваше лидерство, как дается победа?

Как оказалось, мастерством. Именно мастерством удается побеждать и уже пять лет не только в России.

В вашей копилке уже такие звания, как чемпион России, Франции, мира и почетный чемпион Великобритании. Какое звание Вам особенно дорого?

На самом деле, я дважды Чемпион мира, трижды чемпион Великобритании. А какое звание мне особенно дорого — трудно сказать. Для всех спортсменов, не только для меня, самое почетное звание — это Чемпион Мира. Но с другой стороны остальные звания достались мне не в менее трудной борьбе. Поэтому я бы не выбрал, а выделил звание чемпиона Великобритании. Дело в том, Англия уже не одно столетие считается «владычицей всех морей» и судомодельный спорт там очень развит. Например, в Чемпионате России принимают участие до 300 моделистов, а в Чемпионате Великобритании — 1000 спортсменов. Среди такого количества спортсменов стать лучшим тяжелее.

А "монстрами" судомоделизма представители какой страны являются?

Россия. В прошлом году  Чемпионат мира проходил в Болгарии. Тогда Россия  получила 15 золотых медалей в общем командном зачете. Китай и Украина — по 9. Белоруссия привозит хорошие модели, но не во всех классах. По мастерству они на 3 или 4 месте. Вообще в Европе утеряна традиция создавать модели из чистого дерева.

То есть Китай и здесь «в спину дышит»?

Не то, что дышит, а в прошлом году мы впервые обогнали Китай. В 2012 году был Чемпионат мира в Хорватии и китайские спортсмены взяли медалей в два раза больше, чем мы. Тогда мы на них очень обиделись (смеется — прим.ред.). А в 2014 году нам удалось их обогнать, и они очень расстроились. У них другое восприятие результатов, не как у нас. За победы их очень материально поддерживают, а за поражение точно не хвалят.

Вы ведь и сами хотели из металла делать модели?

Был у меня такой бзик. Я очень не люблю краску. Все, что покрашено выглядить дешево. Модель из дерева выглядит натурально и стоит годами. С возрастом дерево приобретает особую ценность. Все свои работы я делаю из бамбука. Лаком не покрываю, а покрываю льяным маслом.

По современным правилам модели делятся на 36 классов (модели в бутылке; модели, сделанные из готовых наборов; радиоуправляемые модели и др.). Изделия могут быть самоходными (используются различные типы микродвигателей), и стендовые. Вы стендовых дел мастер. Почему пошли именно в этом направлении?

Все эти классы имеют возрастную градацию. Молоденьким мальчишкам не хочется сидеть годами и создавать одну модель. Стендовый судомоделизм — это спорт избранных. Иногда его еще называют спортом пенсионеров. Никто из молодых им не занимается. В иерархии 36 классов — это самый сложный класс. К примеру, ходовые модели довольно быстро можно сделать. За год некоторые делают от 5 до 10 штук. Например, модель «Белый лебедь» я делал 2,5 года.

Назвать увлечением то, чем вы занимаетесь язык не поворачивается. Что это для вас?

Традиционно это считается увлечением. А чем старикам еще заняться на пенсии? Средний возраст спортсменов из Китая 30 лет, а у спортсменов России — 45-50 лет. Если брать все страны, то возраст 45-50 лет — это категория «Юноши», 55-65 - «Средний возраст», а 65 и выше - «Старший возраст». Вот такая специфика спорта. Хотя есть один молодой юноша, которые создает великолепные модели и даст фору любому старику. Но это исключение из правил.

Для создания моделей нужна серьезная база знаний — можете сказать, что в судостроении, мореходстве и истории вы поднаторели?

Судомоделизмом я занимаюсь с 10 лет. Потом поступил в Высшее военно-морское училище. Еще я профессиональный конструктор кораблей. Уровня знаний у меня хватает. Но судомодельный спорт складывается из 2 составляющих: 30% - труда, 70% - исследовательская работа. По правилам соревнований, все модели должны соответствовать оригиналу. На соревнованиях сидит жюри из пяти человек, которые изучают все документы оригинала и смотрят соответствует ли модель этой конструкции.

А судьи кто?

Как правило, это моделисты, либо действующие либо уже нет. Всего 12 судейских бригад по пять человек, которые оценивают по 3 класса.

Какие эпохи вас больше привлекают? И почему?

Эпоха пароходов. Первый пароход появился в 1820 и закат пароходства пришелся на 1925 год.

Если рассматривать судомоделизм как спорт (все-таки у вас проходят серьезные соревнования по проектированию и постройке уменьшенных копий кораблей и судов), то хотелось бы узнать про тренировки. Как они проходят у Вас?

Тренировки проходят в процессе изготовления модели. Моделист должен быть токарем, как минимум пятого разряда. Токарь тренируется только во время своей работы. Чем больше тружусь, тем больше развиваю свою сноровку. Если ты долго не работаешь, то можно растерять свое мастерство.

А был ли у Вас долгий перерыв в работе?

Да, был. В детстве я занимался в кружке, в армии тоже занимался моделизмом, потом профессионально разрабатывал макеты. Но из-за жизненных обстоятельств мне пришлось прекратить заниматься судомоделизмом. Просто не хватало времени на это. В 2010 году мой сын, который живет в Австрии, как-то сказал своему другу, владельцу магазина «Хоббика» (магазин продает готовые наборы для создания моделей), что его модели не очень, а что мой папа может лучше. Мартин, друг, не поверил. Мой сын начал меня уговаривать создать какую-нибудь модель. А на тот момент мой бизнес закрылся, и я сидел без дела. Потом решил, почему бы и нет. Когда сын привез в Австрию эту модель, его друг не поверил, что это сделано собственными руками, а не по готовому киту.

Спустя некоторое время я нашел форумы судомоделистов и увидел, что в Москве проходит Чемпионат России и решил съездить, чтобы поприкалываться. Прикол закончился тем, что я стал чемпионом России. А на тот момент судомодельный спорт в стране был в плачевном состоянии. В тот же год я увидел, что проходит Чемпионат Европы и решил поехать. Тогда от России поехало три человека: два с моделями, а 1 — судить. Чемпионат Европы закончился для меня серебряной медалью. Тогда я и подумал, а почему бы не сделать еще что-нибудь. Неделю назад я приехал с выставки в Германии. Это сходка моделистов со всего мира. Мы там, мягко говоря, шорох навели.

Есть ли связь между судомоделизмом и любовью в морю и путешествиям? Может, также, как Артур Грэй, главный герой повести Александра Грина «Алые паруса», увидели картину с большим кораблем, плывущим по волнам?

Как оказалось, моделизм и море абсолютно не связаны друг с другом. Вот в детстве все считали, что если ты ходишь в судомодельный кружок, то ты в будущем станешь моряком. Я также думал, поэтому поехал поступать в военно-морское училище. Там я на отлично сдал все экзамены. Меня направили в приемную комиссию из 20 адмиралов. Зашел в кабинет со всеми своими грамотами по судомодельному спорту, думая, что это мне поможет. Меня спросили, кем я хочу быть. Я, не задумываясь ответил, что моряком. На это мне ответили, что моряк - понятие растяжимое. Штурманы, радио электронщики, миноторпедисты — все моряки. После этого я спросил, какая профессия самая крутая. Мне сказали, что штурман. И я решил быть им, не имея представление, что это за профессия такая. В процессе обучения я и понял, что моделизм и море — взаимоисключающие вещи. Спустя 4 года, я понял, что это не то, чего я хотел. Но что касается путешествий, то судомодельный спорт — открывает возможности по посещению стран. Вместе с женой мы побывали в Англии, Хорватии, Испании, Париже, Германии, Болгарии, Швейцарии, Италии и тд.

Можно ли получить мастера спорта или КМС?

В прошлом году я стал Заслуженным мастером спорта.

Как сейчас вы оцениваете состояние судомоделизма, в нашей стране, в мире? Это для избранных?

Смотря что понимать под словом избранные. Если речь идет о деньгах, то они здесь не помогут. Есть один коллекционер, который купил одну музейную модель и привез на соревнования, выдав за свою. Но призового места он так и не занял. Нужно мастерство. Ни деньги, ни инструменты не могут достичь результатов. У меня стоит станок еще времен царя Гороха, это мне не мешает делать хорошие работы.

Но вы же бизнесмен в прошлом. Не пытаетесь монетизировать свои труды?

У нас есть немало моделистов, которым удается успешно создавать модели за деньги. Знаю человек 10, у которых очередь на 10 лет вперед расписана. Спортивный моделизм - это другое. Музейные модели созданы для продажи. Могу сказать, что люди судомоделизмом занимаются не из-за денег. Но на хлеб с маслом хватает.  Деньги здесь не главное.

Похожие материалы по теме

Вартан Саркисов — биография, образование, этапы спортивной карьеры

Вартана Саркисова можно отнести к плеяде советских спортсменов, которые сами не достигали высоких результатов, но внесли огромный вклад в становление и развитие российской школы классической борьбы.

Вартан Саркисов — биография, образование, этапы спортивной карьеры

Вартана Саркисова можно отнести к плеяде советских спортсменов, которые сами не достигали высоких результатов, но внесли огромный вклад в становление и развитие российской школы классической борьбы.

Алексей Тайчер и его бизнес. Биография предпринимателя, мажоритарного акционера группы «ТФМ»

Алексей Роменович Тайчер прошел путь от помощника директора по финансам транспортной компании до владельца крупного холдинга. Разработка горных месторождений, финансовый и операционный лизинг, грузовые перевозки — это далеко не полный перечень направлений деятельности его предприятий.