Традиции бальной культуры с каждым годом привлекают все большее внимание, количество балов и их участников растет. Люди стараются больше узнать о культуре, которая была особенно популярна в 18-19 веках. К примеру, Сергей Сосницкий, художественный руководитель Мастерской исторического танца Entree, известный московский танцмейстер, педагог-хореограф, режиссёр-постановщик, преподаватель исторических танцев 18-19 веков, исследователь бальной культуры, признается, что к этим танцам он пришел не сразу.
Вы - исследователь бальной культуры. Откуда такой интерес?
У меня очень сложная история прихода к бальной культуре, да и к танцу в целом. Сначала я учился на психолога. В процессе обучения часто устраивали такие балы, которые сейчас не редкость. И вот я увлекся ими. Это особое направление. Нужно иметь желание к тому, чтобы не просто танцевать и двигаться в такт с музыкой. Это желание сделать все красиво, учтиво. Это форма общения, форма отношения к жизни в целом.
А как Вам эти знания в жизни помогают?
Это форма, выверенная опытом наших предков, как сделать приятно нашим близким, как сделать удобно и хорошо в обществе. Все бальные танцы построены на правилах общественного поведения, которые учитывают интересы не только свои личные, но и окружающих. Кроме того, здесь есть много правил и церемоний, которые многие воспринимают как ограничения. На самом деле это не так. Это способ сделать так, чтобы сделать приятно и себе и обществу. Это самая главная составляющая в бальной культуре. При этом придерживаясь этих принципов, вне зависимости от того в каком обществе ты находишься, с тобой удобно и комфортно иметь дело.
В нашем городе балы нередкое явление. Как Вы думаете почему у общества появилась такая тяга?
Наверное, все, что я сказал и является причиной. Это не только тяга к прекрасному. Это тяга к манере, учтивости, к желанию сделать это хорошо, к красоте. Очень большое значение имеет и способ общения. Можно общаться цинично,а можно общаться, используя благородные свойства души. Но таких мест становится меньше.
Если не секрет, сколько лет увлечены изучением бальной культуры?
Это очень сложный вопрос. Последние 10 лет — более активный период, благодаря танцевальному историческому сообществу.
Можно ли вернуть былое? Можем ли мы восстановить утраченное много десятков лет назад?
Полностью невозможно. Мир изменился, отношения между людьми тоже. В то время было другое социальное устройство. Если помните, близкое общение между людьми разного социального статуса было запрещены. Поэтому проводили некие культурные мероприятия, на которых у кавалера была возможность пообщаться с дамой. Другой возможности не было. Это другой общественный мир, который нельзя воссоздать, а можно только показать, как это было в фильмах.
То есть бальную культуру можно привить с учетом современного мира?
Да, именно. Принципы человеческой жизни не меняются.
Когда вы открывали мастерскую Вы не боялись сложностей?
Нет. Открывал я мастерскую, с одной стороны, благодаря сложившимся обстоятельствам. А с другой стороны у меня было огромное желание изучать барочную танцевальную культуру. Как раз я посетил тогда мастер-класс Ливена Барта, директора института истории танца в Бельгии, г. Гент. Я был заражен его харизмой и танцем, который мы изучали. Поэтому все начинается с желания, а не со страхов.
А все ли получилось, что хотелось?
Все получилось не так, как я планировал, а по-своему. Но меня это не расстроило. Появилось огромное количество интересных проектов, о которых я даже не думал. Они получились благодаря людям, которые посещают творческую мастерскую. У нас не просто студия, а творческая мастерская. В нее приходят люди действительно заинтересованные и уже вместе мы пробуем создать что-то интересное.