Какие игры и игрушки способствуют полноценному развитию ребенка, раскрытию его талантов и способностей, рассказала Марина Зорина, заведующая фирменного магазина «Весна» №1 г. Кирова.
- Детям нравятся игрушки — в этом нет сомнений. Однако их выбор ложится на плечи родителей. На что обращать внимание, покупая игрушки ребенку? Какие критерии первостепенны?
- Первое, на что обычно обращают внимание родители при выборе игрушек — красивый внешний вид и гармоничное соотношение по форме, размеру и цвету. Важно также, чтобы игрушки были безопасны для ребенка и отвечали санитарным требованиям. Кроме того, они должны развивать ребенка, чему-то его учить и быть многофункциональными, то есть использоваться в различных сюжетных играх. При покупке игрушки важно определить, насколько она будет пригодна для игры в одиночестве; возможно ли ее использовать при игре с другими детьми, помогает ли она наладить контакт ребенка со сверстниками; как игрушка будет стимулировать творческие способности ребенка.
- В чем особенности выбора игрушек для девочек и мальчиков?
- В основном мы привыкли выбирать игрушки для своих детей, так сказать, по шаблону: мальчикам - машинки и конструкторы, девочкам — куклы. Оказывается, для более активного развития ребенка игрушки надо выбирать не только по так называемой половой принадлежности. Как показали исследования, у детей, которые в детстве играют в соответствующие их полу игрушками, впоследствии формируются стереотипы поведения. А это ограничивает их возможности.
Дети, которые с одинаковым интересом играют и в куклы, и в машинки, напротив, очень быстро учатся решать возникающие задачи и более разносторонни в жизни. Многие мальчики двух—трех лет с удовольствием играют с куклами. В качестве партнеров по играм им подходят специальные куклы по профессиям - строитель, космонавт, механик, футболист, военный. У кукол этой серии есть интересные аксессуары: строительные инструменты у куклы-строителя, гаечные ключи у куклы-механика, градусник - у куклы-доктора. Особенно ценно, что все эти куклы — мальчики. Для сюжетной игры таких игрушек на рынке явно не хватает.
Кукла для ребенка – это маленький человек, по отношению к которому он может быть «взрослым». Игра в куклы — как для девочек, так и для мальчиков, способствуют развитию человеческих качеств. Поэтому не надо лишать мальчиков игр с куклами, а девочек — с машинками, футбольными мячами и строительными конструкторами - для них это необходимо.
- Расскажите об особенностях выбора игрушек для детей разного возраста. Нужно ли покупать детям игрушки «на вырост»?
- Известно, что по основным способам получения информации и восприятию мира всех людей можно отнести к визуалам, аудиалам и кинестетикам. Если родители будут использовать эти знания при обучении и развитии своего ребенка, они могут добиться гораздо больших успехов. Когда ребенок появляется на свет, у него еще слабо развиты органы зрения и слуха. Поэтому все малыши - изначально кинестетики. Для них важны прикосновения, они ко всему тянут ручки и хватают то, что лежит в зоне досягаемости. Поэтому первые игрушки малышей должны быть приятными на ощупь, чтобы их хотелось взять их в ручки. Важен и красивый внешний вид игрушек, чтобы у ребенка с детства формировался эстетический вкус. Важно, чтобы у игрушки не было острых углов, а материал, из которого они сделаны, должен быть безопасным для ребенка. Все эти качества объединили в себе игрушки из пластизоля (более долговечный и качественный материал, чем резина).
Для детей первых двенадцати месяцев жизни наряду с музыкальными игрушками — погремушками, подвесками, каталками - нужны образные, яркие, привлекательные игрушки из пластизоля, которые хочется внимательно рассматривать. От года до трех лет малыш начинает активно знакомиться с окружающим миром. В это время ребенку для игры нужны фигурки, соразмерные его руке, такие, например, как игрушки из мягкого пластизоля высотой от 30 до 105 мм.
У маленьких детей нужно развивать разные каналы получения информации, поэтому очень важно, чтобы игрушка имела множество интересных красочных деталей. Дети в возрасте от полутора до двух с половиной лет обычно предпочитают игрушки, изображающие домашних животных, а от двух с половиной до пяти — начинают интересоваться дикими представителями фауны. Игрушки диких животных важны для формирования системных знаний об окружающем мире. Игрушки из пластизоля и мягко-набивные игрушки помогают развивать эмоционально-нравственную сферу ребенка.
За игрушечным животным можно ухаживать - кормить его, укладывать спать, гулять с ним. Так в игре начинает формироваться одно из важнейших качеств — чувство ответственности. Малыши с большим удовольствием рассматривают игрушки в виде животных — определяют, где у них глазки, носик, ушки. Игрушечные зверюшки из пластизоля небольшого размера могут стать героями многих сюжетно-ролевых игр: пассажирами автомобиля, поезда, жителями построенных из кубиков домиков. С ними можно играть как в комнате, так и в ванной, а также на прогулке — пластизоль легко моется, игрушки из него можно использовать при организации игр в разной природной среде — в песке, в воде, на траве, что очень важно для сенсорного развития ребенка.
С первых месяцев жизни ребенка можно начинать знакомить и с куклами. Вглядываясь в их лица, малыш узнает человеческий образ. Начиная с двухлетнего возраста общение ребенка с куклой — это подражание. Малыш видит в кукле самого себя. При этом нужно показывать ему и «кукольный театр», разыгрывая с игрушками сначала очень простые сюжеты, а потом все более сложные. В играх с куклой у трех-шестилетнего ребенка приходит потребность делать все вместе с ней. Для развития сюжетной игры необходимы стимулирующие атрибуты: строительные наборы, включающие объемные геометрические фигуры, различные игрушечные бытовые приборы. В этом возрасте лучше всего подходят для игры большие куклы-младенцы и куклы, напоминающие маленького ребенка.
В этом возрасте можно также начинать играть с ребенком перчаточными куклами кукольного театра. Важно, чтобы игрушки соответствовали возрасту ребенка. А взрослые должны понимать, что если ребенок не может сам открыть игровое действие, ему нужно его показать. С малышом надо играть, причем на равных. Поэтому взрослому следует увлечь, заинтересовать, вызвать любопытство, тогда ребенок будет играть и получать от игры положительные эмоции.
- Всегда ли игрушки должны быть просты и понятны? Или в них должна быть маленькая тайна, головоломка, загадка?
- Загадка и тайна любой игрушки уже в том, что с ней можно организовывать разнообразные игры. Каждая следующая игра будет непохожа на предыдущую. Конечно, самому ребенку в возрасте трех-пяти лет бывает иногда сложно научиться придумывать игры. Очень часто приходится слышать от мам и бабушек, что их ребенок не играет в куклы. Выход очень прост — научить ребенка, как играть, как открывать эти маленькие тайны и загадки организации игровой, но такой настоящей для ребенка жизни кукол.
- Какой возраст оптимален для развития мышления и памяти ребенка? Какую роль в этом играют игры и игрушки? Какими они должны быть?
- Детям первых двух лет жизни присуще в основном наглядно-действенное мышление. Однако уже на третьем году начинает формироваться наглядно-образное мышление, а у более старших дошкольников мышление становится все более отвлеченным. Логические игры способствуют формированию основных интеллектуальных умений, элементарных математических представлений, восприятию характеристик пространства и времени. Для формирования абстрактного мышления очень хороша игра в лото. Играя в лото «Времена года», ребенок сравнивает особенности сезонов, анализирует их сходство и различие, обобщает и сопоставляет анализируемые понятия. Лото учит группировать предметы и явления. По итогам выполнения игрового задания дети смогут на первоначальном уровне выражать оценочные суждения и делать выводы на основе произведенных действий, а также выделять причину и следствие увиденного явления, что развивает логическое мышление. С помощью лото взрослые — родители или педагоги - могут начать формировать у детей когнитивные умения и навыки: наблюдение, сопоставление и противопоставление фактов и явлений, сравнение нового с ранее известным, использование приемов мышления (индукцию и дедукцию).
Серия игр «Скоро в школу» развивает взаимосвязанные познавательные процессы: память, логику, внимание, умение рассуждать и анализировать.
Игра «Парочки» развивает логику, причинно-следственное мышление. Память лежит в основе обучения и воспитания, приобретения знаний, личного опыта, формирования навыков. Максимально развивать память необходимо начать в период, когда этому располагают все факторы, то есть в старшем дошкольном возрасте, когда у ребенка уже имеется определенный объем знаний и навыков, интенсивно развивается произвольная форма памяти. Без памяти станут неосуществимы операции мышления. А для развития мышления полезно заниматься математикой. Познавая мир цифр в игровой форме, ребенок отчетливо понимает, что без математики в современном мире никуда. В этом направлении создано множество игр: «Для умников и умниц», «Веселый счет», «Математическая пирамида», домино малышам «Первый счет», «Все для счета», «Я покупатель», «Юный математик», «Раздаточный и демонстрационный материал по математике», «5х5=25».
Для развития мышления полезны и разнообразные способы развития мелкой моторики. Включение в процесс развития ребенка таких игр, как «Шнурочки», «Кукла вырезная», «Кукольный домик», содействует развитию мышления, обеспечивая быстрое, осмысленное запоминание и воспроизведение двигательных действий, умение самостоятельно принимать решения и действовать в условиях стремительно меняющейся окружающей обстановки.
- Какие игры Вы бы посоветовали для семейного времяпровождения? Насколько важны такие игры для ребенка?
- Развивающие настольные игры — достойная альтернатива компьютеру не только для детей от шести- семи лет, но и для их более старших друзей и членов семьи, включая родителей. Игры развивают позитивное восприятие реальности, кругозор, внимание, воображение, умение сочетать в себе лидерские качества и работать в команде, быстро принимая решения, что обязательно пригодится ребенку в жизни. Поиграв вместе с шести-семилетним ребенком в игры, сюжеты которых построены на знакомстве с биологией («Экзо-Зоо», «Тайны эволюции», «Аквафото»); географией («33 столицы»); историей, экономикой и литературой («Пирамида», «Хронотексоры. Античность», «Хронотексоры. Битва за Россию», «Каменный топор», «Сказы седого Урала»); космосом («Космобойщики Солнечной») и даже спелеологией («Королевский рубин»), родители и педагоги смогут понять, к чему у ребенка лежит душа, и помочь ему в развитии этого интереса.
Игры ОАО «Радуга» оказывают неоценимую помощь родителям во всестороннем развитии детей, помогают вырастить их умными и добрыми, коммуникативными. Они помогают детям быстрее и глубже познавать окружающий мир и себя в нем, развивая свои лучшие качества. Все игры созданы при участии методистов и педагогов, в соответствии с Федеральными государственными требованиями к программам развития детей, из качественных материалов, с обозначением рекомендуемого возраста игроков. Любая игра — это отражение действительности. Всe начинается с детства. Умные взрослые понимают это и играют с детьми.
- Как развить воображение и творческое мышление ребенка при помощи игры и игрушек?
- Организуя сюжетно-ролевые игры с куклами, ребенок учится придумывать сюжеты, развивая свое воображение. Игра в сказку с помощью игрушек из пластизоля — одно из эффективных средств развития творческого воображения ребенка. Возьмите несколько любых персонажей из пластизоля, например, Колобка, Веснушечку и Веселого клоуна, или несколько перчаточных кукол, объедините их вместе с ребенком в одну интересную сказочную историю и разыграйте с этими игрушками представление кукольного театра! В итоге у вас может получиться настоящая пьеса для своего собственного кукольного спектакля!
- Какие игры помогут родителям подготовить ребенка к школе? На развитие каких способностей они направлены?
- «Готов ли наш ребенок к школе?», - этот вопрос волнует, наверное, всех современных родителей. Еще чуть-чуть — и произойдет тот волшебный переход во взрослый мир, вход в который находится под вывеской «Школа». Помимо эмоциональной (мотивированного «Хочу в школу!») и социальной (умение жить и обучаться в коллективе) готовности, ребенок должен быть подготовлен к школе интеллектуально. Если дошкольник умеет концентрировать внимание, выстраивать логические связи, у него достаточно развита память и движения рук — значит, интеллектуальная готовность на уровне. Играя вместе со взрослым или в одиночку в «Шнурочки», «Веревочки», собирая детали игр-самоделок из гофрокартона, составляя лоскутную мозаику по различным темам, вырезая, наряжая кукол и придумывая им новые наряды, изучая форму, цвет, величину, ребенок развивает не только движения рук, но и художественный вкус, творческое воображение, получает познавательное развитие, осваивает окружающий мир — готовится к школе.
Серия игр ОАО «Радуга» «Готов ли ребенок к школе» - это и диагностика уровня развития внимания, памяти, мышления, грамотности детей, и увлекательные игровые упражнения для их совершенствования. Эти игры хороши тем, что они одновременно могут служить как средством развития необходимого для будущего первоклассника качества, так и средством диагностики наличия его у ребенка.
Поступление в школу — это переход на новый этап самостоятельности в жизни любого ребенка. Игры раздела социально-эмоциональное развитие помогут лучшей его социализации. Ребенок познакомится с основами безопасности жизнедеятельности, усвоит навыки поведения в современном обществе, разовьет умение адекватно реагировать на окружающую действительность. Перефразировав классика, можно сказать: «Всем лучшим в нас мы обязаны играм!».
Именно от того, в какие игры и с какими игрушками ребенок играет в детстве, во многом зависит его мироощущение и понимание окружающей его действительности в будущем. Важные качества человека — ответственность, умение работать в коллективе, адекватное отношение к победам и поражениям — все это формируется, проявляется и закрепляется в процессе игры, и очень пригодится ребенку во взрослой жизни.