Однако литературным критиком Майя Александровна себя не считает. По словам автора, это слишком сильное высказывание. Она больше рецензент и литературный обозреватель.
«Литературный критик — это обладатель своей литературной программы. Он знает, куда литература двигается и в чем она уступает. Все книги оцениваются именно с этой точки зрения, через призму системы взглядов критика. Я оцениваю книжку с другой ступени. Я оцениваю то, что есть. Пытаюсь понять не то, в чем она не права, а рассказываю, о чем книга, что она может дать, а о плохом стараюсь не писать. Критика — это всегда рассуждение. А мне не развернуться, так как я пишу в газете «Ведомости», - рассказала она.
Вообще, по словам автора, литературная критика находится в отчаянном положении. «Простой пример из жизни: когда я начинала писать о книгах, со мной было еще человек 15. От этих 15 человек осталось сегодня 2-3, где остальные? Да и площадок для высказываний о современной литературе осталось немного. Ведь первых, кого сокращают, — специалистов отдела культуры», - пояснила Майя Александровна.
«Мне кажется, что когда автор рисует «розовые картинки», на них приятно смотреть, но в них в них нет правды. А задача писателя — коснуться самого важного. Это попытки понять смысл, явления человека, отношений».
В конференц-зале самой крупной библиотеки города к 15:00 начали собираться неравнодушные к литературе кировчане. Несмотря на то, что послушать автора можно было абсолютно бесплатно, людей было не так много. Поэтому было решено немного подождать с началом творческой встречи. Организаторы надеялись, что еще кто-нибудь подойдет. Остальным ждать пришлось недолго. Примерно через 10 минут встреча началась.
Майя Александровна построила встречу определенным способом. В начале своего выступления она зачитала отрывки из двух произведений: «Тетя Мотя» и «Плач по уехавшей учительнице рисования». Попутно она рассказывала о некоторых эпизодах своей жизни. После небольшого эпилога, встреча перешла в режим «вопрос-ответ». Но не обо всем сразу.
Майя Александровна начала встречу с чтения отрывка из произведения «Тетя Мотя». Но перед этим автор ответила на главный вопрос, который интересовал всех присутствующих: почему именно такое прозвище она дала главной героине?
«Я это сделала, потому что мне казалось важным, чтобы мои читательницы имели возможность взглянуть на себя со стороны и увидеть то, что не всегда хочется видеть. Страшно неприятно, когда тебе подносят зеркало, а свет такой ослепительный и недоброжелательный. Гораздо приятнее смотреть на себя в сумерках. Мне хотелось, чтобы чувствовалось это напряжение, и мои читатели поняли, что есть вот такое измерение в современной русской женщине, которое требует осознанности. В целом это роман, как писали журналисты, «Анна Каренина сегодня». Мне было приятно это слышать».
Потом Майя Александровна зачитала отрывок из произведения «Плач по уехавшей учительнице рисования».
Для тех, кто не знаком с этим произведением, расскажу, что это драматичные истории о том, как побороть тьму внутри себя. Персонажи самого разного толка: студентка-эмигрантка, монах-расстрига, молодая мать, мальчик-сирота – застигнуты в момент жизненного перелома. Исход неизвестен, но это не лишает героев чувства юмора и надежды на то, что им всё же удастся пройти по воде, станцевать на крыше и вырастить дерево из музыки Баха.
Как признается автор, некоторые рассказы носят документальный характер. В 1992 году Майя Александровна отправилась на учебу в США.
«Меня многие спрашивали, когда я напишу об Америке. Ведь я прожила там три года. Я много раз пыталась, ведь это был яркий и болезненный опыт. Я тогда поехала в США почти из Советского Союза в 1992 году. У меня был один комплект одежды и не потому, что мы жили бедно. А потому, что мы так привыкли. И вот человек из СССР приезжает в этот мир, совершенно другой. При этом говорила на английском языке не очень хорошо. Тогда я испытала огромное количество чувств. Это стресс, потрясение, восхищение. Все вместе. Видимо это был такой сложный опыт, что я не смогла об этом рассказать нигде и никогда. Только чуть-чуть в своих рассказах. Тогда мне довелось поработать в таком заведении как Pizza Hut. Мне нужно было заработать денег на обратный билет в Москву. Хотелось увидеть маму и папу. Я пошла работать и именно там мне открылась новая Америка. До этого, так как я училась в университете, меня окружала американская профессура. Такой определенный слой общества — элитарный. В Pizza Hut все было по-другому. Со мной работали простые ребята и я стала чувствовать себя так тепло, как в семье. Это помогло мне полюбить США, хотя произошло это не сразу. Для меня это было и временем путешествий. В другом рассказе я тоже описываю некоторую реальную поездку про двух девушек. Это тоже документальная история, но не настолько, как Pizza Hut».
Коснулись на встрече и темы будущего года литературы в 2015 году. Автор отмечает, что люди очень связывают большие надежды с этим годом.
Очень бы не хотелось, чтобы год вылился в появление очередных буклетов о юбилее какого-нибудь деятеля культуры. Если год принесет какие-то возможности преподавателям литературы, издателям, то почему бы и нет», - пояснила она.
Майя Александровна также добавила, что есть некоторые «слабые» места в литературе, на которые нужно обратить особое внимание.
«Во-первых, в России нет внятного журнала, посвященного современной литературе. Фрагменты, кусочки освещаются в отдельных изданиях, но полноценных журналов с большим тиражом в стране нет. Во-вторых, нужно поддерживать библиотеки. Ведь это очаги литературы сейчас, а им сейчас приходится трудно. В-третьих, продолжать переводить на иностранные языки русских писателей. Нужно активнее работать в этом направлении».
Также автор рассказала и о тех авторов, которых она читает с особенным интересом. В этом списке оказались Владимир Макарин, Михаил Шишкин, Захар Прилепин, Людмила Улицкая и не только.
Встреча длилась около двух часов и прошла в теплой и дружественной атмосфере. После вопросов слово взяли работники библиотеки, подарили именитой гостье символ литературного дискуссионного клуба — зеленую лампу. Также Майя Александровна увезла в столицу и символ вятской земли — дымковскую игрушку.