Согласно документу, за нарушение закона грозит штраф. Так, например, гражданам за использование нецензурных выражений придется заплатить от 2 тыс. до 2,5 тыс. руб., должностным лицам — от 4 тыс. до 5 тыс. руб., а юрлицам — от 40 тыс. до 50 тыс. руб.
При повторном совершении правонарушения денежные санкции увеличиваются, также предусматривается приостановление деятельности предпринимателей на три месяца. Кроме того, закон также включает в себя и запрет на выдачу прокатного удостоверения, если в фильме присутствует мат. А за показ кинопродукции без прокатного удостоверения вводятся штрафы от 50 тыс до 100 тыс рублей. Повторное нарушение грозит уже суммой от 100 тыс. до 200 тыс. рублей или приостановлением деятельности до трех месяцев.
Также отечественный фильм, если в нем используется нецензурная лексика, не может быть признан национальным.
Что думают об этом кировские эксперты?
Виктор Липатов, организатор Маяковских чтений в Кирове:
«Язык, если верить определению, система динамически развивающаяся. Развивающаяся как коммуникативный предикат для каждого его (то есть языка) носителя. Соответственно, язык служит людям, а не люди языку. И так как обсценная лексика была выработана, прочно вошла в обиход и используется отнюдь не одной дворовой шпаной, но и деятелями (не побоюсь этого слова) культуры - означает факт её правомерности и необходимости. Убирать этот пласт языка означает надеть розовые очки и пробовать назвать крокодила, например, балериной, ибо крокодил, видите ли, страшный».
Денис Смирнов, вятский драматург:
«Я поддерживаю этот закон. В настоящее время в современной драматургии очень часто встречаются «эти слова нехорошие». А самое интересное то, что многие театры это поддерживают. Они считают, что так приближают зрителей к современному миру. Хотя я всегда говорю, что к современности можно приблизится и в троллейбусе, наступив кому-нибудь на ногу. Вот там можно наслушаться настоящей драматургии, что любой современный автор позавидует. Я однажды вышел из одного театра, потому что не в силах был слышать те вещи, которые шли со сцены. Я по образованию биолог, поэтому физиологические темы меня вообще не трогают. Но, когда это звучит в театре, я не хочу там находиться. Хотя я понимаю, что это некультурно. Любое слово должно нести смысл, а не просто сотрясать воздух».
Ксения Лицарева, кандидат филологических наук, доцент, декан филологического факультета Вятского государственного гуманитарного университета:
«Я недавно ездила на фестиваль подростковых и молодежных любительских театров в Свердловскую область. Я была членам жюри. Вот в одном спектакле очень много раз звучало не только слово на букву «ж», но и нецензурная брань. Вот первое слово звучало так часто, что мне было очень тяжело и трудно слушать. Я бы ушла, если бы не была членом жюри. Мне кажется, что я несколько лет жизни сразу потеряла. После этого спектакля у нас с остальными членами жюри начался бурный спор. Один их московских режиссеров мне сказал, что сейчас в современном театре, если нет водки, мата и голого тела на сцене, то пьесы нет. Тогда я задумалась над этим вопросом. Я могу сказать однозначно, что во всех зрелищных видах искусствах мата быть не должно. Более того скажу, что зачастую это просто неоправданно! Но в литературе дело другое. К примеру, недавно я прочитала произведение «Обитель» Захара Прилепина. Там есть маты, но они к месту. Страшная книга о людях, репрессиях. После этой книги ты начинаешь размышлять. Во всей книге матов 20, но они в тексте оправданы. А в театре этого делать не стоит. Можно обойтись другими выразительными средствами. Все, что воспринимается на слух и зрительно, должны обходится без матов».