По некоторым статистическим данным в мире каждые десять секунд угоняют по автомобилю. Причем угнанным может быть абсолютно любой автомобиль. Чтобы ваша железная лошадка не оказалась в чужих руках, вы должны запомнить несколько правил.
Прежде всего, вам будет полезно узнать, как воруют машины и когда, а также ознакомиться с достоинствами и недостатками противоугонных систем и мерами, которые стоит предпринять, чтобы за руль вашей машины не сел угонщик.
Какие машины угоняют?
Когда была совершена первая кража? В далеком июне 1896 года на Новгородской ярмарке Николаю II была представлена первая в России машина, однако вскоре автомобиль был украден. К сожалению, этот случай не стал последним в истории, а наоборот положил начало, можно даже сказать, бизнесу в России.
Да, сегодня угон автомобилей – это достаточно прибыльное занятие: ежегодно в мире продается угнанных автомобилей более чем на 20 миллиардов долларов. Угонщики-профессионалы не просто грамотно вскрывают машины, но даже организуют подделку документов на автомобиль и его сбыт.
Среди угонщиков редко встречаются наркоманы или же молодежь, которым машина нужна для развлечений, чаще всего автомобили угоняются молодыми людьми 25-35 лет, причем достаточно образованных и грамотных, потому что сегодня угон машины требует глубоких технических знаний – настолько развиты противоугонные системы безопасности.
Самыми же угоняемыми автомобилями в России остаются VW Passat, ВАЗ 2115, ВАЗ 2112, кроме этого в десятке лидеров находятся такие автомобили, как VW Golf и Toyota RAV4, Toyota Avensis и Camry. На самом деле лидерство среди угоняемых машин занимают те автомобили, которые на данный момент являются самыми востребованными на вторичном автомобильном рынке.
О видах охранных систем
Ответственность государства обсуждать не будем, а сразу перейдем к особенностям охранных (противоугонных) систем. Следует различать несколько типов устройств: автосигнализации, иммобилайзеры, механические (электромеханические) противоугонные устройства и охранно-поисковые системы.
У каждого из них свои функции и каждый из них по отдельности эффективно защитить автомобиль не в состоянии. Смысл - в построении охранного комплекса и создание нескольких, желательно независимых, рубежей охраны автомобиля.
Дочитав до этого места, вы можете воскликнуть: "Это ж, сколько на все это нужно денег?" Может и много, но совсем не обязательно. Важно не то, сколько всего "наворочено", а насколько "с умом".
Зачем установщикам автосигнализаций усложнять себе жизнь, разработкой эффективных охранных авто комплексов и трудоемкой имплантацией их в автомобиль, если клиент готов платить, не особенно вдаваясь в суть? Установил, не мучаясь, и порядок. Легкие деньги.
Зачем утруждать себя сложными объяснениями, почему следует сделать так и не иначе? Да еще и убедить клиента за это доплатить. Гораздо проще переложить ответственность на владельца, предложив ему самостоятельно выбрать из списка. Просто и ничуть не менее выгодно.
Временами складывается впечатление, что сами установщики раскручивают тезис, что нет автомобилей, которые нельзя было бы угнать, оправдывая свою незаинтересованность или некомпетентность.
Безусловно, 100% гарантии никто дать не может. То, что придумано одним человеком, может быть разгадано другим. Но это не значит, что можно пойти по пути наименьшего сопротивления и установить что попало.
Типы угонщиков
Бомжи и "малолетки". Самая безобидная группа. Действуют спонтанно и незапланировано. Они рады поживиться вещами, оставленными на видном месте, или стянуть автомагнитолу. Обычно они не обладают специальными навыками и опытом. Их от вашей машины отпугнет даже мигающий в салоне светодиод. Для защиты от них достаточно любой пищалки или муляжа. Естественно, не стоит оставлять ничего ценного в машине, по крайней мере, на видном месте.
Воры с опытом. Уже опытные и обученные воры. Действуют нагло и со знанием дела. Специально прочесывают район в поисках машин с хорошими автомагнитолами. Например, разбивают стекло, хватают то, что лежит на сидении или автомагнитолу и бегут. На все действия уходит менее 10 секунд.
Другой вариант. Разбивают стекло, открывают стекло и сбрасывают клемму с аккумулятора. Или, как вариант, разбивают саму сирену. После этих действий, которые занимают 10-15 секунд, с вашей машиной можно делать все, что угодно.
Как видите, с ними обычная сигнализация неэффективна. С этими нужно соблюдать некоторые правила предосторожности. На капот стоит поставить замок! Нужно предусмотреть то, что вор может заменить проводку (от этого защищает иммобилайзер).
Профессионалы. Видели фильм "Угнать за 60 секунд"? Так это именно про таких воров. Их цель - угнать ваш автомобиль. Они будут отслеживать автомобиль и вас неделями (если автомобиль того стоит.) Если вы будете крутить брелок с пультом сигнализации в руках, то даже не сомневайтесь, что они определят тип сигнализации. У них в арсенале гидравлические резаки, сканеры кодов, автопогрузчики и, если потребуется, грубая сила. Очень опасны и действуют наверняка.
Основная мера предосторожности - скрытность. Не афишируйте, какая именно система сигнализации установлена у вас. Никаких наклеек охранной системы на автомобиле или в салоне. Отучитесь играть с пультом сигнализации и доставать его на людях.
Отключайте сигнализацию, только подойдя вплотную к автомобилю. У многих автолюбителей привычка отключать сигнализацию издалека. В этот момент любой студент со специальным приемником и ноутбуком может считать сигнал и потом воспроизвести его. Подобное оборудование стоит дешево, а для профессионалов это вообще копейки.
Первый рубеж защиты
Автосигнализация как понятие приобрело нарицательное значение - любое противоугонное устройство и есть автосигнализация. Однако, из всех функций, которые принято различать у сигнализаций - сигнальные, охранные, сервисные и противоугонные - именно противоугонные развиты хуже всего. Из множества сигнализаций только единицы способны достойно противостоять угону.
Самым слабым местом автосигнализаций является алгоритм кодирования управляющего сигнала (та кодовая посылка, которую брелок направляет в адрес центрального блока, установленного в автомобиле). Будучи радиочастотной, она доступна любому. Угонщики, для вскрытия сигнализации, используют "код-грабберы" - устройства "изготавливающие" электронные отмычки. Именно по этому на нейтрализацию сигнализации уходит от нескольких долей до нескольких секунд.
На сегодняшний день наиболее эффективным способом противодействия электронным способам взлома авто, является алгоритм кодирования, использующий диалоговый принцип обмена управляющими посылками (не путать с сигнализациями, имеющими двухстороннюю связь).
Брелок (метка) вступает в диалог с центральным блоком сигнализации и обменивается с ним поочередно несколькими динамическими кодами. Самые эффективные из них имеют дополнительный страховочный механизм в виде временной синхронизации (time code), который контролирует временные задержки между запросом и ответом. Подобные алгоритмы обладают высокой криптостойкостью и обеспечивают, если и не абсолютный, то близкий к максимальному уровень защиты авто.
Принимая в расчет, что стоимость подобных устройств не является "запредельной", вывод следует сделать однозначный! Сигнализация, не имеющая иммунитета против код-грабберов - выброшенные на ветер деньги, причем как за противоугонную систему, так и за машину.
Иммобилайзер, второй и наиболее значимый рубеж
Иммобилайзеры (иммо) - устройства, основное предназначение которых, противостоять несанкционированному пуску двигателя. Главное отличие от сигнализаций - концентрация на реализации основной функции. Именно на них следует возложить главную ответственность по предотвращению угона.
Иммо бывают двух типов - контактные и бесконтактные (транспондерные). Контактные иммобилайзеры обладают высокой криптостойкостью, но менее удобны в пользование.
Подобного недостатка лишены транспондерные иммобилайзеры. Использование меток или карт дает неоспоримое удобство в пользовании, но следует быть осторожным в выборе. Наличие радиоканала дает угонщикам шанс на "сграбливание" кода, а специфика работы устройства еще более упрощает процедуру. Рекомендации по выбору будут такие же, как и в отношении сигнализации - диалоговый алгоритм кодирования.
Отдельно следует сказать о штатных иммобилайзерах, которыми оснащаются все автомобили. Они обладают несколькими серьезными недостатками. Первая претензия заключается в их идентичности, причем не только применительно к одинаковым моделям, но и зачастую, ко всей продукции одного изготовителя. Во вторых, производитель не очень озабочен реальной способностью штатного иммо, противостоять профессиональному взлому.
Не следует рассчитывать на способность штатного иммобилайзера защитить ваш автомобиль. Представьте, что у вас его нет совсем и установите качественное устройство.
В случае ограниченного бюджета, акцент следует сделать на иммобилайзер, пусть и в ущерб сигнализации. Возложение основных противоугонных функции на иммобилайзер (штатный, в расчет не принимать). В случае использования бесконтактного иммобилайзера, алгоритм кодирования должен быть диалоговым.
Блокиратор, третий рубеж
Наличие в охранном комплексе сигнализации и иммобилайзера еще недостаточно. Необходим блокиратор.
Из всего многообразия механических противоугонных устройств следует отдать предпочтение блокиратору капота. Ключ к угону автомобиля находиться не в салоне, а в моторном отсеке. Именно там располагается большинство исполнительных устройств, цепи, которых подлежат блокировки.
Поэтому без защиты моторного отсека не обойтись. Более того, это является фундаментальным принципом построения эффективной защиты. Без ограничения доступа в моторный отсек все остальные рубежи охраны бесполезны. Блокираторы капота существуют двух типов - механические и электромеханические.
Рассматривать механические - только время тратить. Нас интересуют электромеханические. Делятся они на штыревые и спиннинговые. Решение о выборе, в каждом конкретном случае, принимается индивидуально.
Блокираторы находятся под управлением либо сигнализации, либо иммобилайзера. Кому отдать предпочтение? Функцию управления следует поручить наиболее стойкому. В большинстве случаев это иммобилайзер. Блокиратор капота - неотъемлемая часть охранного комплекса. Функцию управления блокиратором следует поручить иммобилайзеру.
Охранно-поисковые системы. Последний рубеж
Охранно-поисковые системы - это устройства, позволяющие определить местоположение автомобиля и по команде заблокировать двигатель.
Таких устройств на рынке в достатке, как относительно доступных, так и достаточно дорогих. Кроме платы за установку, большинство из них, требует и абонентских расходов и затрат на обеспечение сотового трафика. Как правило, подобные системы функционируют в крупных городах. Хотя имеются и исключения.
Решение об использовании охранно-поисковых систем в составе охранного комплекса требует отдельного обоснования. Разумным, следует признать, применение на достаточно дорогих машинах или пользующихся повышенным спросом у угонщиков.
Если присутствует подобная необходимость, следует обратить внимание на системы, совмещающие два разных принципа определения местоположения. Например: GPS и GSM или GPS и радиопеленгацию.
Как снизить вероятность угона?
Есть несколько простейших правил, соблюдая которые вы можете уменьшить вероятность угона и разграбления вашего авто.
1. Каждый раз при покидании салона автомобиля забираете с собой ключ зажигания, а при закрывании автомобиля выработайте у себя привычку контролировать ключи, окна, багажник и капот, дверцы машины, установку на сигнализации и даже содержимое салона – довольно часто оставленные в салоне ценные вещи провоцируют воров на угон.
2. Чтобы вашу железную лошадку не «разули» злостные хулиганы, поставьте на колеса хотя бы один болт с нестандартной головкой (вращающейся, эксцентрической) – это заметно усложнит жизнь вору и, возможно, спасет ваш автомобиль от потери.
3. Если вы не намерены пользоваться машиной длительное время, то стоит подготовить машинку к стоянке, чтобы она не стала добычей воров: слейте бензин, снимите аккумулятор, накройте чехлом. При этом если вы поставите машину на зиму, то не забывайте стряхивать с нее снег, чтобы автомобиль не производил впечатление брошенного и не был разобран по запчастям.
4. Важно, где вы оставляете машину. Не стоит ставить ее возле кинотеатров, театров, концертных залов, куда вы приехали. В таких случаях человек, планирующий угон вашего автомобиля будет точно знать, какое время вы будете отсутствовать, и действовать в этих временных рамках. Поэтому машину лучше поставить в некотором отдалении.
На стоянке во дворе лучше выбирать освещенное и самое проходимое место – в темном безлюдном углу двора вору будет проще сделать свою грязную работу.
Во дворе можно использовать гараж типа «ракушка». Но автомобилист должен знать, что, во-первых, установку такого гаража нужно согласовать с соответствующими органами, а, во-вторых, он не будет являться панацеей, хотя заметно защитит вашу машину.
Если же такой гараж не используется, то для защиты автомобиля от угона можно организовать ночное дежурство среди соседей или же найти сторожа для своего авто, даже среди тех же соседей.
Стоит заранее продумать действия в случае разбойного нападения. Если преступник вооружен, то чтобы не спровоцировать необратимые последствия, лучше подчиниться его требованиям. Некоторые системы имеют специальные дополнительные радиобрелоки, воспользовавшись которыми в случае разбойного нападения можно остановить машину, если она не успела отъехать более чем на 70 метров.
Также существуют и другие приспособления, например, специальная карточка, без нахождения внутри салона которой, автомобиль не сможет уехать. Такую карточку лучше носить рядом с бумажником, всегда с собой.
Итак, подводим краткие итоги. Что же защитит ваш автомобиль от угона?
1. Построение нескольких рубежей охраны автомобиля, независимых друг от друга.
2. Автосигнализация, как внешний рубеж охраны, имеющая иммунитет от код-граберов.
3. Возложение основных противоугонных функции на иммобилайзер.
4. Защита моторного отсека авто с помощью блокиратора, находящегося под управлением иммобилайзера.
5. Собственный здравый смысл.
Выбирайте противоугонную систему с умом. Это оградит вас от затрат, связанных с покупкой нового автомобиля!