С тех как появилась идея освещения дороги перед мчащимся автомобилем, несколько типов источников света сменяли друг друга. Сначала автомобили были оснащены газовыми пропановыми лампами, далее на смену им пришли вакуумные лампы накаливания, а затем галогеновые лампы. Теперь на смену им пришли ксеноновые лампы.
Ксенон, химический элемент из аргонной группы; вместе с криптоном и неоном открыт 1895-96 Рамзаем в воздухе в ничтожном количестве. Хим. знак и атомн. вес Xe = 128, Kr = 82, Ne = 20.
Что такое?
Ксеноновые лампы – получившие широкое распространение в России источники света HID (High Intensity Discharge – разряд высокой интенсивности). Название они получили из-за мощного электрического разряда (порядка 25 киловольт), который требуется для розжига лампы. В русском варианте (ксеноновые лампы или ксенон) их название происходит от используемого в них инертного газа – ксенона . Но, обо всем по порядку.
Ксеноновые лампы применяются на автомобилях с 1996 года (в штатной комплектации). Комплект ксенонового света состоит из двух лампочек, двух блоков розжига, крепежа, проводов и, при необходимости, переходников. Лампа состоит из двух стеклянных колб (для предохранения от загрязнений, резких смен температур, разницы давлений – 30/120 атмосфер в выключенной/зажженной лампе) – внешней и внутренней.
Внутренняя заполнена смесью газов, основу составляет ксенон. Именно от того, каковы составляющие этого газового «коктейля» зависят многие параметры лампы: скорость загорания, температура света и другие. В качественных колбах используется кварцевое стекло. Сверху и снизу к внутренней колбе подведены два провода, на которых и создается разность потенциалов в момент розжига.
Блок управления ксеноновыми лампами (иначе блок розжига, правильно - балласт) контролирует напряжение, которое необходимо для поддержания горения лампы. Чем «умнее» блок, тем лучше он этот контроль осуществляет. Например, некоторые блоки поддерживают на выходе необходимое напряжение, даже если на входе оно меняется от 8 до 32 вольт.
Преимущества
Главное преимущество ксеноновых ламп - увеличение яркости света. Ксеноновый световой поток высокой интенсивности получается из-за свечения газа, зажженного дуговым разрядом между двумя электродами. Электроды находятся в колбе, заполненной газом ксеноном и солями металлов под большим давлением. Ксеноновая лампа имеет высокую цветовую температуру около 4300 градусов по Кельвину, для сравнения - галогеновая лампа имеет цветовую температуру свечения порядка 2800 градусов по Кельвину. Цветовая температура свечения имеет ключевое значение при освещении - с увеличением цветовой температуры свет лампы становится все более ярким. Солнце имеет цветовую температуру около5000-6000 градусов по Кельвину. Таким образом, ксеноновая лампа обладает максимально приближенный к солнечному спектр излучения и тем самым обеспечивает наиболее естественное освещение.
Основные характеристики ксеноновой лампы:
- потребляемая мощность 35W
- входное напряжение 12V
- цветовая температура 4300К(желтоватый); 6000К(белый); 8000K(голубоватый)
Ксеноновые лампы могут быть использованы в фарах ближнего, дальнего и противотуманного света без замены штатной проводки. В настоящее время ксеноновые лампы выпускаются практически со всеми наиболее распространенными цоколями: H1, H3, H4, H7, Н11, 9005(HB3), 9006(HB4), 9007(HB5).
Комплект ксенонового света включает:
- 2 лампы;
- 2 блока розжига;
- соединительные провода и крепления.
В комплект биксенонового света, предназначенного как для ближнего, так и дальнего режимов, дополнительно входят 2 реле управления.
Сравнительные характеристики
Ксеноновый свет ставят теперь на всех конвейерах мира, поскольку он имеет ряд преимуществ перед галогеновым, которые мы приводим в краткой таблице, более подробное объяснение пунктов - ниже:
Параметр | Галогеновые лампы | Ксеноновые лампы |
1. Яркость света | 1500 лм (люменов) | 3200 лм |
2. Цвет | 3200 К (кельвинов) - желтый | 4300 К (белый), 6000К (голубой), 7500 К (синий) |
3. Энергопотребление | 55 Вт | 35 Вт |
4. Долговечность | ~ 400 часов | ~ 3000 часов |
5. Надежность | Боятся ударов и сотрясений – нить накаливания может порваться. | Нити накаливания нет, не боятся сотрясений и ударов. |
6. «Скорость» включения | Включаются практически мгновенно. | Несколько секунд – лампа загорается и постепенно набирает яркость. «Поморгать» не получится. |
7. Установка | Ставится в штатный цоколь, можно заменить одну лампочку | Могут возникнуть проблемы с совместимостью лампы и цоколя, если неисправна одна лампа – нужно менять обе, иначе они будут светить разным светом. |
8. Температура | Примерно 40 % энергии уходит в тепло, лампа греется. | Около 6 % энергии уходит в тепло, лампа не перегревается. |
Недостатки
Недостатки ксеноновых фар относительны. Можно выделить два очевидных недостатка:
- Относительная дороговизна.
- Необходимость в специальном блоке управления.
- Если перегорает одна лампа - менять нужно обе.
Ксеноновые фары не лишены недостатков, однако ездить с ними все-таки безопаснее, чем с обычным светом. Статистика дорожно-транспортных происшествий сообщает, что более половины всех аварий происходит именно по причине плохой освещенности или некорректной работы светового оборудования автомобилей. Стоят ли ксеноновые лампы потраченных денег? Вложения в безопасность всегда приносят щедрые дивиденды. Ксенон дает возможность обеспечить себя надежным освещением, которое не подведет в случае возникновения сложной ситуации.