Для получения качественной и красивой фотографии мало выбрать интересный сюжет, нужно уметь еще и правильно подобрать фотопленку. Дело в том, что каждая пленка имеет строго определенное назначение, что делает ее непригодной для фотографирования в иных условиях.
Классификация фотопленок
Во-первых, все пленки классифицируются, как негативные и диапозитивные (иначе «слайдовые»), цветные, черно-белые и монохромные. Во-вторых, все пленки делятся на профессиональные и любительские.
Основные характеристики плёнок
Разумеется, не существует понятия «самая лучшая плёнка». Разные плёнки хороши для своих ситуаций: погоды, объектов сьемки, творческой задачи.
Увы, производители не сообщают о плёнках почти никакой реальной информации. Всё, что обычно пишется — не более, чем маркетинг, а текст примерно такой: «Плёнка идеально подходит для…», после чего следует список типа: «Природы, портретов, свадьб, …», короче, идеальна для всего.
Поэтому практически единственный источник информации о плёнках — это собственный опыт и советы опытных фотографов.
1. Чувствительность плёнок
Чувствительность плёнки — самый очевидный параметр, так как он большими цифрами написан на каждой упаковке, и смысл его интуитивно ясен. Три основные чувствительности плёнок — 100, 200 и 400 ISO.
Общая тенденция: чем чувствительней плёнка, тем она хуже по качеству — в первую очередь, сильно возрастает зерно (до 160 это не проявляется). С другой стороны, если мало света, то использование более чувствительной плёнки становится необходимым. Так, на «мыльницах» с сильным зумом во всех ситуациях, кроме разве что яркого солнца в горах, сразу нужно ставить плёнку не ниже 400. На динамичных спортивных сюжетах также приходится использовать плёнки 400 и даже 800 единиц, иначе проявится «шевеленка»: люди будут нерезкими из-за движений.
Существуют плёнки очень высокой чувствительности, 1600 ISO и даже выше. Но качество изображения получается совсем уже низкое — особенно огромное зерно. Поэтому использовать их можно только для специальных целей.
2. Любительские или профессиональные?
Если вы считаете, что любительские плёнки спроектированы для полных дилетантов с дешёвыми фотоаппаратами-мыльницами, то вы почти правы. Если же вы подумали, что качество фотографий, получающихся при этом, будет также дилетантским, то вот тут вы делаете непростительную ошибку. Относиться к любительским плёнкам пренебрежительно – значит не понимать того, для чего эти плёнки были спроектированы.
Преимуществом любительской плёнки перед профессиональной является её “лояльность” к условиям хранения. Профессиональная фотоплёнка способна реализовать заданные характеристики только в особых условиях обращения с ней: на любой коробочке написано, что храниться она должна при температуре, не выше +15 градусов, а обрабатываться сразу же после экспонирования. Представьте себе ситуацию, когда вы поехали на юг отдыхать, или отправились в летний многодневный поход – когда вы ещё сможете добраться до родного пролаба и отдать ваши шедевры в обработку? Сердце кровью обольётся не раз, при думах о том, что время идёт, профессиональная плёнка теряет свои свойства, цвета расползаются в различных направлениях, как лебедь, рак и щука…
С другой стороны, при всех этих ограничениях, профессиональные плёнки спроектированы под оптимальное решение конкретных задач. Одни из них подходят наилучшим образом для портретов, другие – для репортажа, третьи – для съёмки моды и так далее. Большинство, но не все, из любительских плёнок имеют общее назначение, и одинаково хорошо работают в разных условиях съёмки, что, в общем-то, и требуется любителю: сегодня он снимает жену, завтра – дачный пейзаж, послезавтра – бурную вечеринку с товарищами, потом не снимает вообще ничего, а через неделю - жену снова, но уже в новом платье и с новой сумочкой.
Так что, основным критерием при выборе фотоплёнки является точное знание того, что именно нам предстоит снимать на неё. Если сцена съёмки предельно ясна и нет жалоб на точность экспонометрии фотоаппарата – подберите соответствующую случаю профессиональную плёнку. Если же вам неизвестно, что вам предстоит снимать – запаситесь лучше любительской плёнкой, она стерпит все ваши эксперименты, даже самые смелые.
3. Мягкие плёнки
Плёнки с пониженной контрастностью и насыщенностью называются мягкими . К сожалению, эти характеристики никогда не указываются в явном виде, например, чисел. А ведь они оказывают большее влияние на фотоизображение.
Для того, чтобы фотография выглядела красиво, важно, чтобы на изображении присутствовал весь диапазон светов и теней — от самых чёрных до белых, причём с плавными переходами между цветами и от чёрного к белому. Если переходы слишком резкие, если тени слишком чёрные, если небо или вода слишком белые и в них потерялись все детали, то фотография выглядит резко и неприятно. Если цвета слишком кричащие и яркие, то теряются красивые переходные оттенки. Если, наоборот, в изображении нет ни чёрного, ни белого, а все однотонно серое, с блеклыми цветами, то снимок будет не менее скучным.
Поэтому в дождливую, пасмурную, туманную погоду природу лучше снимать на плёнку с высоким контрастом и насыщенностью, чтобы компенсировать бледность исходного сюжета.
В солнечную ясную погоду перепады яркости между тенями и светами на предметах слишком велики, в результате на фотографии тени выглядят чёрными провалами, а света — белыми бликами. В таких условиях рекомендуется пользоваться мягкими плёнками, они смягчают перепады яркости и делают изображение намного богаче и красивее.
Большинство любительских плёнок очень яркие — имеют повышенную насыщенность и контрастность.
4. Портретные плёнки
Для сьемки портретов лучше подходят мягкие плёнки. Если лицо снимается на резкую плёнку, то на фотографии губы, щеки и нос часто становятся неестественно красными, да и вообще усиление любых цветовых пятен и теней на лице выглядит некрасиво.
Существует специальные плёнки, красиво передающие цвет человеческого тела. Их называют портретными.
Портретные плёнки всегда мягкие. Поэтому их часто используют для любых ситуаций, где нужна мягкая плёнка, например, для сьемки пейзажей.
5. Плёнки для пейзажей и макросъёмки
Основным требованием к фотоплёнкам для пейзажной и макросъёмки является резкость, мелкозернистость, контролируемая контрастность, и цветопередача. Резкость в пейзаже играет одну из ключевых ролей: пейзаж должен быть интересен для разглядывания, все, даже самые мелкие детали, должны быть хорошо проработаны, а не сливаться в одно пятно. То же самое относится и к макросъёмке. Поэтому самые лучшие пейзажи получаются при использовании плёнок среднего и широкого формата, а для 35-мм фотокамер вопрос резкости стоит особенно остро.
Кроме резкости, большую роль в пейзаже играет цвет. Иногда требуется насыщенная цветопередача, иногда нейтральная, но всегда она должна быть чистой, не перевранной, то есть, цвет должен быть профессиональным, а не любительским: природа не терпит фальши.
Что касается чувствительностей, то генеральное правило гласит – чем меньше чувствительность, тем лучше, причём лучше как по зерну, так и по цвету.
Высокочувствительные материалы хорошо подходят только для макросъёмки, когда глубина резкости невелика и объект съёмки, будь то цветок на ветру или насекомое на цветке не может быть закреплено неподвижно, и требуются короткие выдержки не длиннее, чем 1/250c.
6. Плёнки для съёмки репортажей и спортивных мероприятий
При съёмке репортажа и спортивных мероприятий никогда нельзя заранее знать, какими будет освещённость и тип освещения. В большинстве случаев, такие съёмки проводятся в условиях недостатка света, при смешанном освещении и с большого расстояния, что требует использования телеобъектива. Поэтому, основными требованиями с репортажной плёнке являются мелкозернистость при высокочувствительности эмульсии и нормальная цветопередача при смешанном освещении.
Высокочувствительные плёнки с ISO 1600 подойдут для съёмки телеобъективом бегущего спортсмена или отчаянно жестикулирующего олигарха на пресс-конференции, в то время как плёнка с ISO 400 оптимальна для съёмки с небольших расстояний не столь подвижных объектов, например, совещаний, где, как обычно все присутствующие спят с открытыми глазами или того же олигарха, но уже спокойно сидящего на скамье подсудимых в зале суда.
На что снимать в помещении
При съёмке в помещении, освещённом лампами накаливания, необходимо использовать специально спроектированные для этой цели плёнки. Дело в том, что цветовая температура ламп накаливания отличается от дневного освещения, и составляет примерно 3200-3400 K, в отличие от 5500 К при дневном освещении. Поэтому, если вы предпримите попытку снимать здесь на обычные плёнки, то общая цветовая тональность снимка нарушится и цвет уползёт в сторону жёлтых тонов, что сразу же покажет зрителю, что вы далеко не профессиональный фотограф.
Чтобы избавиться от такой желтизны, можно поступить четырьмя путями.
Во-первых, можно использовать вспышку, которая как раз и имеет цветовую температуру, соответствующую дневному свету, и снимать на обычную плёнку.
Во-вторых, можно использовать специальный конверсионный “повышающий” светофильтр, типа 80А или 80В синего цвета, и снимать на ту же самую “дневную” плёнку.
В-третьих, можно просто “плюнуть” на цвет, и снимать на чёрно-белые плёнки.
Но есть и четвёртый вариант, свободный от недостатков предыдущих методов, связанных с затратами на светофильтр и «плоскорисующим» светом от вспышки – снимать на специальные плёнки для ламп накаливания, они чаще всего маркируются индексом “Т” (от англ.“Tungsteen”).
Совет:
Если заранее известно, в какой фотолаборатории вы будете печататься — спросите у них, какая плёнка у них печатается лучше. Конкретная печатная машина может быть подстроена под одни типы плёнок лучше, чем под другие, что может сильно сказаться на результате. Заодно легче будет заставлять оператора перепечатать то, что вам не нравится — он не сможет пенять на плёнку, которую сам посоветовал.
Как видите, «правильная» фотоплёнка – это залог половины успеха вашей фотографии. Мы узнали, что есть плёнки для портретов, есть для пейзажей, имеются репортажные, для съёмок в помещении, и многие другие. Не бывает лишь плохих плёнок – бывают неправильно подобранные плёнки, способные похоронить любую творческую идею.