Где бы и с кем мы ни отмечали Новый год, ровно в 12 ночи каждый откроет бутылку шампанского и пробка выстрелит в потолок. Главное - не ошибиться в выборе напитка и не испортить себе праздник.
В современном алкогольном мире, пожалуй, нет более символичного наименования, чем «Шампанское». Со времен Советского Союза традиция прочно связывает образ шампанского - искрящегося пузырьками, шипучего вина, которое так сложно открывается и так легко пьется, - с празднованием знаменательных событий. Неразлучно оно и с празднованием Нового года, и бутылка шампанского на столе для большинства российских семей является столь же обязательным атрибутом торжества, как и наряженная елка.
Немного истории
Шампанское - символ роскоши, и оно же - наиболее демократичный, любимый практически всеми напиток. Название этого, пожалуй, самого знаменитого вина происходит от французской провинции Шампань, где начали выращивать виноград еще в III веке. Примерно через тысячу лет здесь начала развиваться истинная культура виноделия.
Производимые вина получались слегка газированными, с фруктовым вкусом, но они имели одну весьма неприятную особенность - тенденцию к вторичному брожению в бочках, которые иногда взрывались, за что вино из Шампани называли "дьявольским". Говорят, что первым человеком, который укротил "дьявольское вино", был монах Дом Периньон (Dom Perignon), живший в XVII веке. Он первый придумал купажирование и стал разливать вина в бутылки, что позволяло удерживать углекислый газ доселе взрывавшейся бочки.
При покупке шампанского следует в первую очередь детально изучить его этикетку. На ней заинтересованный потребитель найдет всю необходимую информацию.
Сорта шампанских вин
Extra brut – в него совсем не добавляется сахара.
Brut – это сухое классическое шампанское с содержанием сахара менее 15 г/л.
Extra dry – сухое шампанское. Содержание сахара 17–20 г/л.
Sec/dry – может содержать от 17 до 35 г/л сахара.
Demi-sec – классическое полусухое шампанское с содержанием сахара 33–50 г/л.
Doux – сладкое шампанское, редко встречающееся. Содержание сахара более 50 г/л.
Помимо марки и надписей, указываются крепость напитка, имя и адрес производителя. Немаловажная деталь – две маленькие латинские буквы, которые можно заметить только при очень внимательном разглядывании. “NM” означает, что шампанское изготовлено одним из крупнейших производителей, такое вино обычно имеет сложный букет и богато по компонентам. Второй тип – “RC” (сборщики и изготовители) и “CM” (только изготовители), чаще всего это кооперативы средней руки, но их возможности в плане вкусовой гаммы также достаточно велики. Мелкие хозяйства обозначаются буквами “RM”, букет в их шампанских не богат, зато они несут на себе печать индивидуальности.
Цвет вина
Шампанское не бывает красным: растворенная в вине углекислота давала бы неприятные вкусовые сочетания с танинами, в значительных количествах присутствующими в таких винах. Оно может быть только белым или розовым, однако последнее является настоящим раритетом: на него приходится порядка 1 процента производства. Вкус розового шампанского (на его этикетке имеется надпись "rose") - как правило, более "плотный", но при этом он далеко не всегда уступает белому в утонченной элегантности.
Сорта винограда
Как правило, шампанское с более элегантным вкусом производится из винограда Шардоне, причем в этом случае на этикетке помещается надпись Blanc de Blancs ("белое из белых").
Черные сорта - Пино Нуар и Пино Менье - дают более сильное вино; если шампанское изготавливается только из них, оно называется Blanc de Noirs ("белое из черных").
Отсутствие этих надписей означает, что при изготовлении шампанского были использованы как белый, так и по крайней мере один из черных сортов.
Шампанское принадлежит к числу немногих французских вин, на пробке которых обязательно указывается название апелласьона - Champagne.
Как выбрать?
Если вы отдаете предпочтение отечественному шампанскому, отнеситесь внимательно к выбору. Вот несколько советов – как не ошибиться и не нарваться на подделку:
1. Покупайте шампанское только в торговых заведениях с хорошей репутацией. Продукция, купленная в ближайшем магазинчике или ларьке, может оказаться некачественной.
2. Внимательно изучите информацию на этикетке и контрэтикетке, где должно быть указано место производства и розлива, название производителя (на этикетке и на пробке), импортера, экспортера.
3. Если на этикетке написано «с добавками» или «с ароматизаторами» - это подделка.
4. Обратите внимание на ГОСТ. Любая алкогольная продукция, претендующая на «шампанское», начинается цифрами 5116. Слова «Игристое вино» в сочетании с названными цифрами ясно указывает на то, что перед Вами - липа.
5. Обратите внимание на колпачок из отрывной фольги - его подделать трудно, поэтому честные производители размещают информацию и логотип именно здесь. Лучше, когда на колпачке написано слово «Выдержанное».
6. Не стоит ожидать хорошего качества от напитка, сделанного «из европейских сортов винограда».
7. Сняв фольгу, вы сразу поймете: если пробка пластмассовая - это признак не самого высокого качества. Настоящее шампанское закрывают только натуральными пробками, сохранив доступ воздуха, ведь это вино "живое".
8. Внимательно рассмотрите бутылку на свет - стекло должно быть чистым, без подтеков, осколов и трещин. А сам напиток прозрачный - без мути, осадка и примесей. Помните: настоящее шампанское не разливают в светлые бутылки, так как свет влияет на вкус напитка.
9.Французское шампанское по цене ординарного игристого вина - эти суррогат, разбавленный ароматизированный спирт с углекислым газом.
10.Шампанского ниже крепости 10,5% не бывает.
О производителях
При наличии хороших финансовых возможностей и вкуса имеется широкий выбор шампанских вин высокого класса Франции и России — стран имеющих Гран При и золотые медали почти всех международных конкурсов.
Во Франции имеется более 120 небольших фирм, производящих шампанское, и только 16 из них имеют высокий рейтинг в мире, и они производят 65% всего французского шампанского. Следует отметить, что все эти 16 фирм производят шампанское традиционным способом, методом вторичного брожения в бутылках с выдержкой от 3 до 8 лет. Именно эти фирмы на рынке Франции имеют наибольший коммерческий успех. В 1980 году во Франции продано 121.4 млн. бутылок шампанского и на экспорт ушло 55 млн. бутылок. За этот же год СССР выпустил 160 млн. бутылок. Из них 800 тысяч классическим методом (Абрау-Дюрсо). Американцы за этот год выпустили всего 7 млн. бутылок. В России шампанские вина, производимые различными заводами (их было около 50), несмотря на идентичность технологии и оборудования, отличаются по качеству друг от друга, и только несколько фирм производят шампанские вина мирового уровня.