Как пояснил Тимур Абашев, начальник отдела фитосанитарного надзора Управления Россельхознадзора по Кировской области и Удмуртской Республики, опыт польских коллег очень впечатлил.
"Это не первый визит по обмену опытом. В частности, по вопросам земельных отношений уже делегации побывали в Канаде, Узбекистане, Литве, Германии. Такие визиты происходят на регулярной основе. Также Россельхоз надзор выезжает не только на обмен опытом, но и для инспектирования зарубежных компаний, которые поставляют свою продукцию на территорию нашей области. Если говорить о нашем визите, то главной задачей было выяснить, каким образом организован контроль на территории Польши, и что делается для развития сельского хозяйства. Также мы рассказали о системе государственного надзора, которая осуществляется на территории РФ. То, что мы выяснили, позволило нам по-новому взглянуть на ЕС, на организацию работы в ЕС. В чем основные отличия? Они во многом схожи, но что нам особенно запомнилось: на территории Польши вопросы земельного контроля и использования сельскохозяйственной земля завязаны на оказании поддержки государством различных сельхозпредприятий и фермеров", - пояснил Тимур Энвильевич.
По словам специалиста, за развитие сельскохозяйственного сектора в Польше отвечает Агентство реструктуризации и модернизации сельского хозяйства.
"Вся деятельность организации направлена на то, чтобы земля сельскохозяйственного назначения использовалась максимально эффективно и с наибольшей отдачей на всей территории страны. Вообще, Польшу называют "европейским огородом". Здесь самая большая площадь сельскохозяйственных земель: 18 миллионов га. Вся земля разделена на семь категорий. I-III классы - к ним относится 25% всех площадей, - это самые продуктивные земли". Земли с IV по VI классы составляют70% от всех плащадей. А остальные земли считаются бросовыми. В Польше организована система продиводействия спекуляции землей сельхозназначения. Достаточно сложный процесс перевода земель из одной категории в другую. Эти вопросы находятся в ведении Министерства сельского хозяйства и развития села Республики Польши. Только с согласования министра можно перевести землю из одной категории в другую. Соответственно, подход взвешенный, всесторонний. Также на законодательном уровне закреплен тот факт, что использование земли, которая была реализована государством, будет контролироваться на протяжении пяти лет. В случае, если земельный участок не использовался в течение какого-то времени и фермер захотел его продать, то преимущественное право выкупа будет у государства. Реализовать землю по рыночной стоимости фермер не сможет, он ограничен законодательно. В результате, это не дает фермерам возможности быстро перепродавать земли. К сожалению, такая ситуация свойственна нашей стране. Землю не используют много лет, переводят из категории в категорию, а потом перепродают", - рассказал Абашев.
Кроме того, земельный контроль разделен между Минсельхозом и Министерством охраны окружающей среды.
"В соответствии с законом "Право охраны окружающей среды" проводятся переодические обследования земельных участков, ведется реестр, содержащий информацию о территориях, на которых проводятся работы по повышению качества земельных участков", - добавил эксперт.
Порядок проведения проверки, а также процесс привлечения виновного лица к административной ответственности во многом с хож с российскими требованиями. Но есть и ряд существенных отличий.
"Перед тем, как начать строительные работы, организация заранее просчитывает, каким образом будет происходить рекультивация нарушенного земельного участка. Это нужно для того, чтобы в последствии ввести эту землю обратно в оборот с минимальными нарушениями. Также у них интересная система консультационной поддержки фермеров, фермерских хозяйств и других. Она осуществляется в открытом доступе: выкладывается информация об изменениях климатических условий, которые позволяют прогнозировать изменение погоды на будущий год. С учетом этих изменений возможна корректировка тех культур, которая планируется к посеву. Мы, к сожалению, к этому еще не пришли. Кроме того, не могу не отметить и хорошее техническое оснащение специалистов. Вот, например, фермер заявляет, что намерен выращивать какую-то продукцию на определенных земельных участках. Агентство осуществляет выездной контроль, используя современное оборудование. В случае, если выявляются участки земли, которые используются не совсем по назначению, то фермеру педписывают устранить ситуацию. Если фермером не принимаются никакие меры, то ему сокращают субсидии от государства. Получается, что они не применяют штрафные санкции, а просто останавливают государственную поддержку. А деньги, которые были выделены до этого момента, тоже взыскиваются с фермера в судебном порядке. Кстати, извещение плановых либо внеплановых проверок направляется не ранее, чем за 48 часов до начала проверки или не направляется вовсе", - добавил Абашев.
По словам специалиста, именно такой подход со стороны государства стимулирует сельскохозяйственный сектор бережнее относиться к своим землям. Ведь без государственных субсидий фермеры не смогли бы развиваться.