Для нас, взрослых людей, читать - это вполне естественно и даже элементарно. Детям же, чтобы научиться чтению, нужно приложить массу усилий, упорства, терпения и усидчивости. Кроме того, без желания научиться, процесс будет идти очень медленно. Конечно, некоторым детям все дается легко, они хорошо схватывают и осваивают навыки, но так бывает не всегда и не со всеми. Есть такие ребята, которым сложно прочитать даже одно-единственное слово, а потом, когда они начинают читать следующее, то уже забывают первое прочтенное. Исходя из того, что все дети разные и их способности во многом отличаются, методы обучения чтению разработаны самые различные, при этом нацеленные на один результат.
Большинство родителей твердо уверены, что умение ребенка читать зависит исключительно от уровня его интеллекта, развития. И совсем необязательно, чтобы первоклассник мог хорошо и бегло читать - все придет с опытом, со временем. Однако это не совсем так: уровень качества чтения в первом классе во многом определит успешность ребенка в дальнейшем. Другими словами: чем лучше будет база и фундамент в самом начале пути, тем больше знаний накопится к концу школы и тем качественнее они будут. Еще один плюс того момента, когда ребенок рано начинает хорошо читать: вырабатывается привычка к чтению и любовь к нему.
Фонетический метод. Это особый метод обучения чтению, в основе которого алфавитный принцип. Главное здесь - научить ребенка правильно произносить буквы и звуки: сначала по отдельности, потом сложенные в слова, а после - в предложения.
У фонетического метода обучения чтению существует два направления:
- метод систематической фонетики. Дети учатся произносить отдельные буквы и звуки, а потом складывают их в слоги и слова;
- метод внутренней фонетики. Обучение звукам и буквам происходит на основе анализа знакомых слов. Упор делается на визуальное и смысловое чтение. Эффективность этого метода несколько ниже, чем метода систематической фонетики.
Лингвистический метод. Все мы знаем, что дети приходят в первый класс уже с каким-либо багажом знаний, с определенным запасом слов. Согласно лингвистическому методу, дети сначала учатся читать те слова, которые как слышатся, так и пишутся. В процессе чтения таких слов ребенок проводит соответствие между буквами и звуками.
Метод целого слова. Дети учатся читать сразу целые слова, не разбирая их на слоги и отдельные звуки. В основе этого метода - визуальное распознавание целых слов. Когда таким образом ребенок научится читать хотя бы 50-100 слов, ему дают текст, где эти слова часто встречаются и просят прочитать. В 20-е годы XIX века этот метод пользовался большой популярностью.
"Whole-language". Чем-то он похож на метод чтения целых слов, но здесь большой упор делается именно на словарный запас ребенка и на его опыт. К примеру, дети получают книгу с текстом, подкрепленным яркими иллюстрациями. Читая текст и встречая незнакомые слова, ребенок понимает их смысл благодаря иллюстрациям - так складывается цельная картинка осознания текста. Обучение чтения в этом методе понимается как естественный процесс, как освоение родного языка - считается, что в процессе практики дети сами смогут все понять и изучить.
Метод Зайцева. В основе - слоги, или склады. Склад - это сочетание гласного и согласного звука или же согласный звук с мягким (твердым) знаком. Такие склады написаны Зайцевым на специальных кубиках, отличающихся цветом, размером и даже издаваемыми звуками. Это направлено, прежде всего, на то, чтобы дети смогли понять и почувствовать разницу между согласными и гласными звуками, звонкими и мягкими. Из таких кубиков ребенок может составлять слова и предложения.
Метод Мура. Начинается все с обучения ребенка звукам и буквами, но не как обычно, а посредством знакомства со специальной печатной машинкой, которая при нажатии на определенные клавиши произносит тот или иной звук. Таким образом ребенок может выучить название всех букв и произношение всех звуков. Далее - перед ребенком на специальном экране появляются ряды символов, букв, которые он должен напечатать на печатной машинке. Так постепенно от слогов и слов Мур переходит к предложениям.
Каждый метод имеет свои плюсы и минусы, сильные и слабые стороны, поэтому при выборе метода обучения необходимо обязательно учитывать индивидуальные особенности ребенка. Если не получилось достичь желаемых результатов одним методом, то используйте другой - пробуйте.
Photo by Aaron Burden on Unsplash