Основные понятия
Способности — это индивидуально-психологические особенности человека, от которых зависит успешность выполнения какого-либо вида деятельности. Под способностями нельзя понимать только врожденные возможности человека, способности развиваются с момента рождения ребенка и могут проявиться несколько позднее.
Врожденные анатомические, психологические или физиологические особенности называют задатками. Задатки лежат в основе развития способностей. Задатки — это некие генетические особенности строения мозга, нервной системы или органов и организма в целом. Например, хорошая гибкость, быстрая реакция, удивительная память и наблюдательность. Важно как можно раньше выявить задатки, чтобы уже целенаправленно формировать на их основе способности.
Задатки проявляются в склонностях к тому или иному виду деятельности (специальные) или в повышенной любознательности ко всем сферам деятельности (общие). Склонность — это первый признак зарождающейся способности. Склонность обычно проявляется в стремлении заниматься какой-либо определенной деятельностью.
Какие бывают способности
Есть несколько направлений способностей, связанных с определенными сферами деятельности человека:
1. Интеллектуальная
2. Академических достижений
3. Творческого мышления
4. Общения и лидерства
5. Художественной деятельности
6. Двигательная
Интеллектуальная сфера
Интеллектуальная сфера способностей определяется следующими чертами:
-наблюдательность
-разносторонняя любознательность
-исключительная память
-легкость обучения и интерес к процессу обучения
-эрудированность, не свойственная данному возрасту
-легкость изложения мыслей
«Гуманитарная» направленность интеллектуальной сферы:
-любимое занятие — чтение
-богатый активный словарный запас
-сохранение внимания на протяжении длительного времени
-слова, буквы, цифры, тексты легко и надолго запоминаются
-умение читать, не соответствующее возрасту
«Математическая» направленность интеллектуальной сферы:
-проявляет интерес к вычислениям и всякого рода измерению и упорядочиванию предметов
-легко понимает математические отношения
-легко воспринимает и запоминает математические символы
-умеет определять время по стрелочным часам и считать деньги (на фоне сверстников — необычно рано)
«Биологическая» направленность интеллектуальной сферы:
-внимательность к явлениям окружающей среды
-большой интерес и способности к классификации предметов и явлений
-задает вопросы о происхождении или функциях каких-либо предметов
-большой интерес к опытам и экспериментам
Сфера творческого мышления
Сфера творческого мышления определяется следующими чертами:
-пытливость и любознательность, способность уходить в любимое занятие «с головой»
-высокая продуктивность или интерес ко множеству разных вещей
-независимость от чужого мнения
-изобретательность в изобразительной деятельности, играх, использовании подручных материалов
-часто выдает оригинальные идеи или находит нестандартные решения проблем
Сфера общения и лидерства
Сфера общения и лидерства определяется следующими чертами:
-легко приспособляется к новым ситуациям и непривычным условиям
-часто является лидеров в детских играх и занятиях
-не боится посторонних людей, сохраняет уверенность в общении с ними
-легко общается как с другими детьми, так и со взрослыми
-к ребенку часто обращаются за помощью и советом сверстники
Сфера художественной деятельности
Направленность на изобразительное искусство:
-большой интерес к визуальной информации
-много времени проводит за рисованием или лепкой
-художественный уровень заметно опережает типичный для возраста
-осознает композицию и построение рисунка
-подсознательно или осознанно строит правильную композицию, умело подбирает цвета и хорошо сочетает их
Музыкальная направленность:
-интерес к музыкальным занятиям
-реакция на характер и настроение музыки
-удается легко повторить короткие ритмические куски, угадывать мелодии по нескольким звукам
-подпевает любимым песням
Двигательная сфера
Двигательная сфера определяется следующими чертами:
-интерес к деятельности, требующей точной моторики
-подвижность
-широкий диапазон движения (от медленного и плавного до быстрого и резкого)
-легко удерживает равновесие
-исключительное физическое развитие для своего возраста, хороший уровень развития основных двигательных навыков.
Опираясь на эти признаки, можно выявить способности и таланты ребенка и начать своевременно развивать их.