История американских небоскребов
До 19 века в Европе было очень мало строений, которые по высоте как-то выделялись среди стандартных городских зданий. К числу таких исключений можно отнести Кафедральный собор во Флоренции, собор Св. Петра в Риме, собор Св. Павла в Лондоне, Собор Парижской Богоматери, Вестминстерское аббатство в Лондоне.
Появлению же небоскребов предшествовало появление Эйфелевой башни и Статуи Свободы. Такие высотные строения просто не могли не вызвать определенное чувство зависти у архитекторов и инженеров. Еще один образец для подражания — барельеф с изображением четырех президентов США, выбитый на склоне горы Рашмор. Гигантские, поражающие воображение строения попросту стали навязчивой мечтой, символом успеха и процветания страны.
Концепция небоскреба впервые воплотилась в Чикаго во второй половине 19 века. Город рос, превращался в огромный коммерческий центр. Количество населения росло, следовательно, неимоверно повышалась и стоимость земли в черте города. Встал вопрос экономии пространства и средств. К тому же, Великий пожар 1871 года попросту уничтожил старую часть города, которую необходимо было застроить снова. Все эти факторы повлияли на появление Трибьюн-Тауэра, первого образца высотных зданий, воплощение функционального рационализма.
Синтетический стиль «ар-деко», появление новых материалов и технологий — все это позволило архитекторам воплощать в жизнь свои идеи. Важным изобретением, без которого, пожалуй, не было бы возможным существование небоскребов, стал лифт. Еще одно новшество — внедрение систем вентиляции и электрического освещения, что позволяло создавать удобоваримый климат внутри огромного офисного здания.
В послевоенный период небоскребы стали строить и за пределами Соединенных Штатов. Но в Европе стройка была затруднительна, так как историческую часть города для этого разрушать никто не хотел. Поэтому расположение и архитектура небоскребов продумывались с особой тщательностью: либо новостройки выносили за черту города, в отдельный район, либо предъявляли жесткие требования к геометрическим и скульптурным формам дизайна новых зданий. Строительство небоскребов, что в Европе, что в США стало одним из способов обновления старых и, зачастую, заброшенных районов города. Трущобы превращались в бизнес-центры.
Не смотря на то, что небоскребы, по сути, строились по одному принципу, они все равно отражали черты национального характера страны, в которой были построены. В Европе — постмодернизм с элементами готики, ар-деко и модернизма. На Востоке — эксцентричность дизайна. Новейшая тенденция, что на Востоке, что на Западе — использование биологически совместимых технологий, принципы натуралистической философии. Но история продолжается, какими в будущем станут небоскребы — предсказать нельзя.
Знаменитые небоскребы США
История небоскребов — не только общие слова. Это еще и история конкретных зданий, ставших знаменитейшими представителями своего вида. Каждый известный небоскреб в США может рассказать о себе и об эпохе, в которую он был построен, много интересного.
Вулворт (Woolworth Building)
Был построен в 1913 году архитектором Кассом Гилбертом. Заказчик Фрэнк Вулфорт хотел построить самое высокое здание на тот момент. Изначально планируемая высота в 190,5 метров была увеличена до 241,4 метра. Соответственно, стоимость постройки так же увеличилась с 5 до 13 миллионов долларов (на тот момент — огромная сумма). Соответственно, в проекте пришлось учитывать усиление фундамента и повысившуюся ветровую нагрузку.
Здание оформили терракотовой облицовкой, крышу украшают ажурные переплетения и готика, внутри здание отделано мрамором, мозаикой и скульптурами, потолок расписан мозаикой с позолотой.
В 1998 году здание было продано владельцем. Стоимость Вулворта уже оценивалась в 155 миллионов долларов. Но помещения в верхней башенной части небоскреба все равно пустуют, так как лифтов, доезжающих до верхних этажей, не хватает для обслуживания офисов.
Трамп Билдинг (Trump Building)
Для постройки этого небоскреба в 1929 году была создана целая корпорация во главе с Крейгом Северансом и Ясуо Матсуи. Был создан небоскреб с широким основанием, сужающийся к верхней части. Основание украшено простым орнаментом, корона и шпиль выполнены в стиле французской готики. Строительство завершилось в 1930 году, высота здания — 282,5 метра, 71 этаж.
Крайслер-Билдинг
Это здание, построенное перед началом Великой Депрессии, демонстрирует сильное влияние на архитектуру немецкого импрессионизма. Изначально строительство небоскреба финансировал Уильям Рейнольдс, бывший сенатор США, но из-за финансовых проблем вынужден был продать землю под постройку. Ее перекупил Уолтер П. Крайслер. Крайслер начал работу над небоскребом в октябре 1928 года, и уже в мае 1930 года новое здание было открыто для публики.
Сити Сервис (Американ Интернешнл)
Это здание создавалось как корпоративная штаб-квартира нефтяной компании Сити Сервис, верхний этаж, пентхауз, изначально планировалось превратить в квартиру для основателя и председателя компании Генри Догерти, но его здоровье не позволило осуществить эту идею. Раньше небоскреб на уровне 15 этажа соединялся переходом со зданием, росположенным по тому же адресу (Уолл Стрит, 60), но потом то здание снесли. Небоскреб Сити Сервис имеет 67 этажей, увенчан шпилем. Общая высота здания — 289,5 метра. Верх башни оформлен в стиле горной вершины, там располагается смотровая площадка.
Муниципальное здание
Фирма McKim, Mead&White построила первый небоскреб а Америке в стиле Beaux – Arts. Но это здание значительно уступает в размерах своим собратьям: его высота всего 170,4 метра. Офисы сдаются для городских компаний и служб. Здание включает в свой комплекс 15-этажную башню, которая олицетворяет Нью-Йорк как крупную метрополию. С двух сторон к башне примыкают 24-этажные крылья. Венчает небоскреб позолоченная скульптура Адольфа А. Вейнмана «Гражданская Слава» высотой 6,1 метра. Это самая большая скульптура в Нью-Йорке после Статуи Свободы. Пять башен на вершине здания символизируют пять округов города. Еще одна уникальная особенность для небоскреба того времени — примыкающая прямо к зданию станция метро.
Бродвей, 120 (Equitable Building)
Этот небоскреб, построенный в 1870 году, был первым высотным зданием, оснащенным пассажирскими лифтами. Автоматически, верхние этажи стали более востребованными под офисы (когда окна офиса поднимаются высоко над пыльными и шумными улицами, работать гораздо приятнее). Здание неоднократно подвергалось реконструкции. В 1912 году небоскреб и вовсе почти полностью сгорел. Заново отстроенное здание оснастили просторными скоростными лифтами, современными системами отопления и вентиляции, противопожарными элементами. Здание не самое высокое среди небоскребов того времени (165,2 метра), но зато обладает самой большой полезной офисной площадью (111483 квадратных метров).
Эмпайр Стейт Билдинг
Уникальное строение с башней и «парящим» шпилем стало визитной карточкой Нью-Йорка и увековечено во множестве сувениров. Самое удивительное, что построено оно было в рекордно короткие сроки — всего лишь полтора года. При этом, бюджет был минимальным. Отделка здания полностью исключала применение внешних лесов, обеды подавались рабочим прямо на места, что позволило значительно сократить время и увеличить производительность. Как ни странно, долго здание не окупалось. Но потом на небоскребе разместили искусственную подсветку, шпиль стали использовать в качестве опоры для теле- радио-вещательных антенн.
“Утюг” (Flatiron Building)
Это здание — результат модной тенденции использовать морской и флотский дизайн в архитектуре. Помимо концепции, обязательно было и сохранение функционального назначения здания. Площадь, которую занимает здание, невелика, под определенным углом небоскреб кажется вообще очень узким. Тем не менее, именно узость здания и создает ощущение, что постройка гораздо выше, чем на самом деле. Стены украшены объемными изображениями венков, львиных голов, разными масками. На уровне четвертого этажа овальные венки чередуются с изображением женских древнегреческих масок. До восьмого этажа из стен выступают выпуклости, что должно создавать ритмичность струящейся воды. С разных точек обзора небоскреб то напоминает летящий в небе птичий клин, то плывущий корабль, то огромную стену.
Уэст Стрит Билдинг
Архитектором этого здания был Касс Гилберт, который впоследствии построил небоскреб Вулворта. Уэст Стрит Билдинг построен в 1907 году, изначально его арендовали транспортные и судоходные компании, так как располагается здание вблизи реки Гудзон. Воздушность и открытость зданию придают окна, расположенные между колоннами. Общая высота здания — 90 метров, 23 этажа (совсем немного по современным меркам). В 2001 году 11 сентября, когда в результате террористического акта были разрушены Башни Близнецы, здание серьезно пострадало от падающих обломков. Начался крупный пожар, который тушили 3 дня.
Такова история появления американских небоскребов. Здания, служившие образчиками высотного строительства в свое время, теперь не очень впечатляют на фоне новейших небоскребов, полностью застекленных. Но сила архитектурной мысли, красота отделки до сих пор заставляют восхищаться многочисленных туристов.