Одной из важных проблем, в сфере земельных отношений является выведение из севооборота земель сельскохозяйственного назначения, их зарастание и захламление. Решению этой проблемы уделяется сегодня большое внимание со стороны политического руководства страны, эта же проблема была подробно обсуждена в ходе проведения совещания государственным федеральным инспектором по Кировской области Юсуповым Ф.И., которое состоялось в феврале этого года.
На наш взгляд, в число многих причин этого негативного явления входит слабая организация муниципального земельного контроля.
Так, например муниципальный земельный контроль в отношении земель сельхозназначения осуществляется не на должном уровне в ряде администраций сельских поселений следующих районов области: Верхошижемском, Советском, Немском, Слободском, Белохолуницком, Вятскополянском, Котельничском, Нолинском. В органах местного самоуправления указанных районов отсутствуют планы проведения проверок, а там где они есть, в план проверок не включаются земли сельхозназначения, их собственники, пользователи и арендаторы. Ни одного сообщения, о выявленных нарушениях, от органов местного самоуправления в 2012 году в Управление не поступало.
В ходе проведения контрольно-надзорных мероприятий в отношении администраций сельских поселений выявлено 10 фактов нарушений земельного законодательства, составлено 11 протоколов об административных правонарушениях.
Одной из главных задач в деятельности Управления в сфере земельного надзора является взаимодействие с муниципальными образованиями, в части пресечения захламления земель сельскохозяйственного назначения, входящих в границы поселений муниципальных образований. Как известно, органы местного самоуправления поселений в соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и п. 1 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» наделены обязанностью по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории своего поселения. Соответственно муниципальным образованиям необходимо обратить на это особое внимание и решать данную проблему, невзирая на формы собственности, рассматривать возможность перевода земельных участков в другую категорию.
Также следует отметить, что нами неоднократно фиксировались нарушения, связанные с захламлением земель сельхозназначения отходами лесопереработки при вывозе древесины с делянок, Управлением пресечены 9 случаев на площади 4,5 га, после чего на землях проведена рекультивация, они возвращены в сельскохозяйственное производство.
При проведении плановых выездных проверок в отношении администраций Управление обращает внимание не только на ведение документации о муниципальном земельном контроле и организации сбора и вывоза ТБО на территории муниципального образования, но и на работу по невостребованным и выморочным землям и их использованию в соответствии со ст. 12.1, Федерального закона от 16.07.1998 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», исполнению п. 3 ст. 19.1 этого же Закона.
В целях наглядного примера по осуществлению Администрацией Советского района земельного надзора, в соответствии с Планом проведения проверок в отношении физических лиц на 2013 год Управления, в окрестностях дер. Васичи Советского района 26.06.2013 отделом земельного надзора Управления проводится проверка в отношении гражданина Н. с привлечением специалистов администрации.
Целью контрольно-надзорного мероприятия является исполнение норм земельного законодательства Российской Федерации на 10 земельных участках сельскохозяйственного назначения, общей площадью около 500 га, принадлежащих данному гражданину на праве собственности.