От старой Вятки уже мало что осталось. Сейчас город готовится к 650-летию, восстанавливается историческая часть, возвращаются названия. Но значительную часть зданий уже не восстановить - они потеряны для потомков.
На федеральном уровне сейчас как раз решают вопрос защиты исторических зданий: увеличивают штрафы за разрушение культурно-исторического наследия до 500 тысяч рублей для граждан, до 15 миллионов рублей для должностных лиц и до 60 миллионов рублей для организаций. Предполагается штрафовать и за не включение памятников в Единый государственный реестр объектов культурного наследия, либо за фальсификацию сведений этого реестра.
Впрочем, штрафы вряд ли смогут решить проблему возрождения исторических зданий в Кирове. Ведь на реставрацию нужны деньги, а в бюджете они, конечно, не заложены.
Региональные чиновники готовят законопроект о восстановлении исторической части Кирова. В чем суть документа?
Наталья Шутова,
Пресс-секретарь Областного законодательного собрания Кировской области:
Одним из важнейших вопросов, рассмотренных сегодня в Законодательном Собрании Кировской области на комитете по социальным вопросам, был законопроект «О внесении изменений в Закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории Кировской области».
Именно эти изменения позволят сохранить исторический облик как областного центра, так и других городов, достойных того, чтобы стать визитной карточкой нашего региона. А в том, что в Кировской области еще есть что сохранять, можно не сомневаться – гости нашего города практически единодушно выражают восторг при виде его исторической части. Доцент кафедры архитектуры Вятского государственного университета Людмила Борисовна Безверхова, которая сегодня тоже присутствовала на заседании комитета, сказала, что этот законопроект – очень своевременный документ, который будет хорошим подарком к 650-летию города Кирова.
Ваш взгляд, насколько сложной и проблемной на сегодня является реставрация старинных зданий в Кирове?
Евгений Скопин,
Директор ООО "ПНРСФ "АНФИЛАДА-Р:
С реставрацией всегда путают обычный ремонт или реконструкцию здания с элементами реставрации. А это совершенно разные вещи. Настоящая реставрация подразумевает документально точное воспроизведение исторического облика здания – его объемно-планировочного решения, фасадов, интерьера, отделки и т. п. Реставрационные работы производятся только по научно-проектной документации, прошедшей специальные согласования.
Если рассмотреть только гражданские здания, то к реставрации с натяжкой можно отнести реконструкцию и приспособление особняка усадьбы купца Колошина (ул. Московская, 32 – здание на углу Театральной площади) с воротами и оградой. Вот здесь заказчиком действительно выступил бизнес – благотворительный фонд «Надежда».
Дом Витберга был построен заново, причем только по обмерным чертежам без проектной документации.
Насколько совершенно сегодняшнее законодательство по части сохранения исторических зданий?
Игорь Пибаев,
Консультант Агентства «Вятюрсервис» ГК «ПроБизнесКонсалтинг»:
В Федеральном законе от 25.06.2002 №73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", регулирующем охрану объектов культурного и исторического наследия, довольно много недостатков.
Например, в этом законе нет определений таких понятий из сферы охраны культурных памятников, как "заповедная зона", "исторический парк", "музей-заповедник", "охранные обязательства".
Также является проблемой в сфере охраны памятников истории и культуры отсутствие, как у федеральных, так и у региональных органов государственной власти функции выявления памятников истории и культуры. В Законе лишь прописаны полномочия федеральных органов государственной власти по принятию решения о включении конкретного объекта культурного наследия федерального значения в Единый государственный реестр объектов культурного наследия.
Реставрация каких исторических зданий проводится сейчас или начнется в ближайшее время?
Евгений Скопин,
Директор ООО "ПНРСФ "АНФИЛАДА-Р:
Очень надеюсь на продолжение реставрационных работ в Успенском Трифоновом монастыре – главном архитектурном ансамбле нашего города. Я имею ввиду церковь Благовещения, церковь Трех Святителей, восточный участок ограды, благоустройство территории. Скоро возобновятся реставрационные работы по восстановлению Спасского собора, памятников женского Спаса Преображенского монастыря.
Какие памятники истории были восстановлены недавно?
Евгений Скопин,
Директор ООО "ПНРСФ "АНФИЛАДА-Р:
Колокольня Спасского собора, колокольня женского Спаса Преображенского монастыря, Дом Витберга и, пожалуй, все.
С точки зрения строительной организации, какие трудности встречаются во время работы? Готовы ли заказчики в полной мере воплощать реставрационные проекты?
Евгений Скопин,
Директор ООО "ПНРСФ "АНФИЛАДА-Р:
Хотя я представляю и не строительную, а проектную организацию, эти трудности мне известны. Это – необходимость работы, в основном, не с современными, а с традиционными строительными материалами. Затем, многих не устраивает кропотливость работы, при которой зачастую приходится учитывать не объемы, выраженные в кубах, квадратах и погонных метрах, а трудозатраты в часах. Поэтому излюбленный прием – сломать и выложить то же, заново. Еще одно «неудобство» - необходимость соблюдать старую технологию производства. Это специальные вопросы и для широкой аудитории они могут быть непонятны.
Заказчики прежде всего должны дорасти до осознания необходимости в подготовке и воплощении проектов реставрации в истинном смысле этого понятия.
Специально обученных кадров, как строителей-реставраторов, у нас никогда не было. Специфика этой профессии постигается, как правило, в процессе производства работ. В основном это касается каменных и кровельных работ, отчасти – плотницких и штукатурных. Если рабочий имеет достаточный опыт и квалификацию, творчески подходит к своей профессии, хорошо разбирается в чертежах, то никакой проблемы обычно не возникает. Тем более, если на стройплощадке постоянно присутствует авторский надзор, позволяющий вовремя дать необходимую консультацию на рабочем месте.
Насколько дорого обходится реставрация исторических зданий?
Евгений Скопин,
Директор ООО "ПНРСФ "АНФИЛАДА-Р:
Настоящая реставрация не может дешево стоить.
Про цены ничего сказать не могу, потому что все объекты разные. Разная степень утрат первоначального облика, физический износ, сложность деталировки и материальной основы, разная задача, которую ставит заказчик перед началом работ. От этого зависит и стоимость проектной документации на реставрацию. В отличие от документации на новое строительство, исторический объект требуется вначале всесторонне изучить: выполнить его архитектурный обмер и обследование, отыскать архивные материалы и подготовить историческую записку…
Временная затрата производства работ зависит от степени квалификации подрядчика, интенсивности работ, наличия необходимых материалов, что, в свою очередь, – от стабильного финансирования. Для примера – колокольня Спасского собора восстанавливалась 5 лет, а сопоставимая с ней по объему, но более сложная по архитектуре колокольня женского Спаса Преображенского монастыря – всего полтора года.
На сегодняшний день предусмотрена ли ответственность за плачевное состояние исторических зданий?
Игорь Пибаев,
Консультант Агентства «Вятюрсервис» ГК «ПроБизнесКонсалтинг»:
1. За нарушение требований сохранения, использования и охраны объектов культурного наследия федерального значения ответственность в виде штрафа:
на граждан в размере от 1000 до 1500 рублей;
на должностных лиц - от 2000 до 3000 рублей;
на юридических лиц - от 20 000 до 30 000 рублей.
Действия или бездействия, совершенные в отношении особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, внесенных в Список всемирного культурного и природного наследия, также влекут наложение штрафа:
на граждан в размере от 2000 до 2500 рублей;
на должностных лиц - от 4000 до 5000 рублей;
на юридических лиц - от 40 000 до 50 000 рублей.
Вышеперечисленные меры административной ответственности весьма незначительны и малоэффективны, поэтому процесс разрушения и уничтожения объектов культурного наследия продолжает ускоряться.
Нужно отметить, что, прежде всего, это касается объектов культурного наследия лишь федерального значения. Соответственно, в отношении объектов местного и регионального значения субъекты Российской Федерации самостоятельно должны разрабатывать соответствующие меры за нарушение требований сохранения, использования и охраны культурного наследия. Однако, в Законе Кировской области "Об административной ответственности в Кировской области" не установлена административная ответственность за нарушение требований сохранения, использования и охраны культурного наследия регионального и местного значения.
Уголовным кодексом РФ также предусмотрена уголовная ответственность за уничтожение или повреждение памятников истории и культуры в одной из нижеследующих форм:
штрафа до 200 000 рублей;
обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов;
принудительными работами на срок до двух лет;
лишением свободы на срок до двух лет.
В отношении особо ценных объектов или памятников общероссийского значения ответственность еще более жесткая. Однако факты привлечения к уголовной ответственности за уничтожение памятников истории и культуры крайне редки.
Евгений Скопин,
Директор ООО "ПНРСФ "АНФИЛАДА-Р:
Насколько я помню – не было ни одного серьезного прецедента. Хотя Закон существует и он работает. В чем тут причина – обратитесь к юристу Департамента культуры, который курирует вопросы охраны культурного наследия.
Исходя из судебной практики, кто может быть признан виновным в плачевном состоянии исторических зданий? Были ли прецеденты?
Игорь Пибаев,
Консультант Агентства «Вятюрсервис» ГК «ПроБизнесКонсалтинг»:
Виновным в разрушении памятника суд может признать и собственника, и пользователя. Так, например, в мае 2012 года Пресненский суд Москвы обязал Институт автоматизации проектирования РАН и Росимущество, которые являются соответственно пользователем и собственником памятника архитектуры дома Быкова, провести консервацию и реставрацию здания. При чем иск в суд был подан гражданским лицом при поддержке одной общественной организации, занимающейся защитой объектов культурного наследия.
По Вашему мнению, какие исторические здания Кирова достойны того, чтобы и дальше украшать городские улицы? Какие нуждаются в реставрации в ближайшее время?
Евгений Скопин,
Директор ООО "ПНРСФ "АНФИЛАДА-Р:
А разве существуют недостойные исторические здания, и что еще кроме них может украшать наши улицы?
Разница только в том, что существуют объекты, официально имеющие статус памятника, за порчу, а тем более снос которых можно применить судебные санкции, в том числе по уголовной статье. Но большинство старых зданий – это историческая среда центральной части города, которая и формирует его неповторимый, запоминающийся облик. Эта среда не имеет охранных документов в строгом понимании, год от года она подвергается грубым переделкам и приспособлениям, утрачивая интересные детали, меняя отделку и цвет фасадов в угоду вкусам, а чаще всего безвкусию хозяев. Именно эта историческая среда нуждается в реставрации хотя бы фасадов, восстановлению утраченных деталей: наличников и карнизов, парапетов и ограждений крыш, фасонных водосточных труб, оконных и дверных заполнений, других наружных элементов.
Нуждается в реставрации в первую очередь самое ценное и в архитектурном и в историческом отношении гражданское здание в городе – бывший архиерейский дом, основа которого была построена в середине XVIII века, а потом были перестройки и расширения (старый Дворец пионеров, теперь – офисное здание на ул. Московской, 2а). Это официальный памятник истории и культуры, который вначале был передан епархии, а потом по недоразумению оказался в частной собственности.
Есть ли у кировчан юридическая возможность стать инициаторами реставрации исторического здания?
Игорь Пибаев,
Консультант Агентства «Вятюрсервис» ГК «ПроБизнесКонсалтинг»:
Житель города Кирова может обратиться с иском в суд об исполнении пользователем и собственником памятника установленных законом обязанностей по сохранению здания-памятника. Но иногда складывается ситуация, что существуют бесхозяйные памятники культуры. В этом случае процесс сохранения памятника весьма затруднен.