Речной (внутренний водный) транспорт – один из древнейших видов транспорта. На протяжение многих веков он играл ведущую роль в формировании и развитии государств. Огромное количество грузоперевозок во всем мире осуществлялось именно благодаря водным просторам и речному транспорту. В последнее время, правда, роль его в грузообороте несколько снижается, поскольку возрастает конкуренция с другими видами магистрального транспорта. Вместе с тем в сфере туризма речные виды транспорта своих позиций не сдают.
Речные круизы – один из интересных видов отдыха по увлекательным маршрутам. Водные виды транспорта, осуществляющие такие рейсы, можно классифицировать по разным показателям: виду, типу, назначению судна.
Речные виды транспорта
По назначению речные виды транспорта подразделяются на транспортные, технические и вспомогательные. В состав транспортных входят пассажирские, сухогрузные, наливные суда, толкачи и буксиры. Пассажирский флот представлен судами местного и транзитного назначения.
Пассажирский флот можно условно разделить на три группы:
1) круизные и транспортные суда;
2) местные прогулочные суда;
3) скоростной флот.
Суда речного флота осуществляют перевозки пассажиров и грузов по внутренним водным путям, к которым относятся реки, озера, крупные водохранилища и каналы.
Круизные речные суда – пассажирские суда для прогулок и отдыха на воде. Среди наиболее комфортабельных речных судов, осуществляющих дальние пассажирские перевозки, следует отметить теплоходы проектов 301 и 302. К ним относятся, как правило, трех– или четырехпалубные лайнеры, оборудованные комфортабельными каютами, предназначенными для одно-, двух-, трех- или четырехместного размещения.
Принята классификация кают по категориям – в зависимости от уровня комфорта. Данный критерий складывается из нескольких составляющих: количество и расположение мест в каютах, месторасположение каюты по длине и высоте судна, площадь и форма каюты, наличие удобств и санитарно-технических помещений, вид освещения.
Теплоходы проекта 301
Теплоходы проекта 301 представляют собой вместительные пассажирские лайнеры,пассажировместимостью до 360 человек, используемые преимущественно для речных круизов. Эти четырехпалубные теплоходы способны развить скорость до 27 км/час. Теплоходы этой серии были построены немецкими специалистами в период с 1974 по 1983 год.
В настоящее время на теплоходах проекта 301 имеются каюты разного уровня комфортности и вместимости, а после модернизации на них появились рестораны, бары, кинозалы, солярии, библиотеки, музыкальные салоны.
Среди наиболее популярных маршрутов, в которых задействованы, эти теплоходы, можно выделить такие, как Москва – Астрахань, Москва – Санкт-Петербург, Санкт-Петербург – Валаам и другие.
К теплоходам проекта 301 относятся следующие:
- «Александр Радищев»;
- «Виссарион Белинский»;
- «Константин Коротков»;
- «Михаил Булгаков»;
- «Николай Карамзин»;
- «Петр Чайковский»;
- «Санкт-Петербург»;
- «Княжна Виктория»;
- «Андрей Рублев»;
- «Владимир Маяковский»;
- «Кронштадт»;
- «Нижний Новгород»;
- «Николай Чернышевский»;
- «Россия»;
- «Тихий Дон».
Теплоходы проекта 302
Теплоходы проекта 302 являются модернизированной версией теплоходов проекта 301. В новой, модернизированной версии теплоходы проекта 302, некоторые пассажирские помещения подверглись некоторой перепланировке, на них появились затемненные стекла и усовершенствованные элементы внутреннего оформления. Такая модификация позволила эксплуатировать данные лайнеры в качестве гостиниц на воде даже в зимнее время.
Особенность теплоходов проекта 302 – в наличии кают даже на верхней палубе, а также наличие ресторанов, салонов, баров, кинозалов на борту лайнеров.
Строительство этих лайнеров велось в период с 1983 по 1991 год.
К теплоходам проекта 302 относят следующие:
- «Георгий Чичерин»;
- «Дмитрий Фурманов»;
- «Княжна Анастасия»;
- «Игорь Стравинский»;
- «Глеб Кржижановский»;
- «Константин Симонов»;
- «Ленин».
На речных круизных маршрутах в России используются также теплоходы проектов Q-040 («Илья Репин», «Максим Горький»), Q-065 («Сергей Есенин», «Антон Чехов», «Лев Толстой»), 92-016 («Федор Шаляпин». «Александр Суворов», «Георгий Жуков», «Мстислав Ростропович» и другие), 305 («Салават Юлаев»), 588 («Михаил Кутузов») и другие.
Теплоходы проектов Q-040 и Q-040 А
Эти теплоходы представляют собой большие пассажирские суда 1974 – 1975 года постройки, предназначенные для совершения речных круизов. Теплоходы имеют одно-, двух- и трехместные каюты, оборудованные кондиционерами и санузлами (Q-040) или только умывальниками (Q-040A, за исключением кают «Люкс»). На этих теплоходах есть ресторан, бар, салоны, кинозал, сувенирный киоск.
Теплоходы проекта Q-040 эксплуатируются на Волге, реках и озерах Волго-Балтийского водного пути. В основном они работают на туристском маршруте Москва - Санкт-Петербург, а также на менее протяженных: Москва - Углич и других.
Теплоходы проекта Q-065
Теплоходы проекта Q-065 (типа «Антон Чехов», «Лев Толстой») - большие пассажирские суда, предназначенные для совершения речных круизов. На них имеются одно-, двух- и трехместные каюты, оборудованные кондиционерами и санузлами, ресторан, бар, два салона, бассейн, кинозал, сувенирный киоск.
Теплоходы проекта Q-056 были поставлены Енисейскому и Волжскому пароходствам. Суда эксплуатируются на Волге, реках и озерах Волго-Балтийского водного пути. В настоящее время оба судна работают в основном на туристском маршруте Москва - Санкт-Петербург.
Теплоходы проекта Q-065 (типа «Сергей Есенин») - средние пассажирские суда, предназначенные для совершения речных круизов. Теплоходы имеют одно-, двух- и четырехместные каюты, оборудованные санузлами, кондиционерами и холодильниками, на них имеются каюты класса «Люкс», ресторан, бар, два салона, кинозал, сауна, сувенирный киоск.
В процессе эксплуатации внутреннее оборудование отдельных судов было модернизировано для поддержания их соответствия современным стандартам.
Суда этого типа эксплуатируются на Волге, реках и озерах Волго-Балтийского водного пути, реке Лене. В настоящее время одно судно работает в основном на туристских маршрутах: Москва - Санкт-Петербург, Москва - Астрахань и других маршрутах по Волге, два - на туристских маршрутах по Лене, остальные используются в качестве развлекательных центров в Москве.
Теплоходы типа 92-016
Теплоходы этого типа - большие пассажирские суда, предназначенные для совершения речных круизов. На них имеются одно-, двух- и трехместные каюты, оборудованные санузлами и кондиционерами, рестораны, бар, салоны, кинозал с раздвижной крышей, сувенирный киоск.
За последние годы внутреннее оборудование некоторых судов было модернизировано для поддержания их соответствия современным стандартам.
Всего за период с 1976 - 1983 гг. было построено 9 теплоходов этого проекта.
Теплоходы проекта 305 и 860
К средним пассажирским судам, предназначенным для работы на пассажирских и туристских линиях, относятся теплоходы проекта 305 (типа «Дунай») и проекта 860 (типа «Ерофей Хабаров»). Эти теплоходы имеют одно-, двух-, четырех-, а также шести- и восьмиместные каюты, оборудованные умывальниками. На борту есть рестораны, салоны и помещения с сидячими пассажирскими местами. В процессе эксплуатации судов каюты большой вместимости были переоборудованы, некоторые суда модернизированы для повышения их комфортабельности. Суда производились в Венгрии на судостроительном предприятии Obuda Hajogyar Budapest.
Суда проекта 331
К компактным по размерам и конструкции судам можно отнести суда проекта 331 («Иван Калита», «Николай Яковлев», «Святитель Николай»), что позволяет им проходить водными маршрутами, недоступными для более крупных теплоходов. Каюты, расположенные на главной палубе таких судов, напоминают купе СВ-вагона. Каюты, находящиеся ниже главной палубы, похожи на купе обычного купейного вагона. На борту этих судов есть музыкальный салон, ресторанный зал, бар, прогулочная палуба. Теплоходы оснащен необходимыми спасательными средствами и системами пожаротушения. Используются как для длительных круизов, так и для прогулочных рейсов, а также проведения мероприятий или банкетов.
Паромы
Для перевозки пассажиров, а иногда их транспорта с берега на берег используются паромы, которые необходимы также для переправы транспорта или железнодорожного состава. Иногда паромы называют водными автобусами, или водными трамвайчиками (например, такие, как в Венеции).
Какой бы вид речного транспорта вы ни выбрали для путешествия, главное — отправляться в круизное плавание в хорошем настроении и в приятной компании. Путешествие, непременно, запомнится надолго.
Подготовлено по материалам http://www.infoflot.com.
Photo by orbtal media on Unsplash