Церковь Иоанна Предтечи

В ряду памятников вятского зодчества конца ХVII – начала ХVIII столетий храм Иоанна Предтечи занимает особое место. Уникально его объёмно - пространственное построение – в виде двусветного восьмерика от земли. Такая композиция, получившая широкое распространение в деревянном зодчестве средневековой Руси, редко воспроизводилась в камне. Предтеченская церковь, несомненно, повторила свой деревянный прототип – храм Покрова. Древняя Покровская церковь в черте Хлынова по построении на её месте в 1709 году каменного храма, была перенесена на окраину посада, где «новоселебные» жители во главе с посадским человеком Григорием Глухих решили образовать новый приход. 17 июня 1711 года старый деревянный сруб занял новое место и в том же году был переосвящён во имя Иоанна Предтечи.

В 1714 году священник Лука и церковный староста Григорий Глухих с прихожанами выразили желание возвести холодную церковь в камне. Храмозданная грамота на построение тёплого придела Грузинской иконы Божией Матери с колокольней была дана епископом Алексием 10 ноября 1723 года. Окончание строительных работ по сооружению трапезной и колокольни можно отнести к 20-м – 30-м годам ХVIII столетия. Квадратное основание колокольни несло столп восьмигранной башни с ярусом звона в завершении и глухим барабанчиком с высоким шпилем.

Декоративное убранство холодной церкви выдержано в традициях «узорочья», характерного для первого этапа развития каменного зодчества в местном крае. Любовь вятских зодчих к пышности декоративных форм проявилась здесь в полную силу. Богатый кирпичный орнамент, включающий наборы бусин, кокошники, жгуты, розетки, динамичные завитки над оконными проёмами, ряды ширинок, покрывает фасады, образуя причудливые гармонии. Витые колонки с чисто местной интерпретацией коринфских капителей, украшающие алтарь, прихотливые изломы полуглавий и щипцов в завершении фасадов вплелись в затейливую канву узорчатых деталей.

Утраченные части памятника восстановлены в 1990-х годах (ведущий архитектор проекта реставрации И. Г. Носков).

Церковь является одним из редчайших памятников вятской архитектуры конца ХУП-ХУШ веков. Уникально объемно-пространственное решение собственно храма – восьмерик «от земли». Этот прием был присущ исключительно деревянному зодчеству, и в этом плане церковь является единственным памятником каменной церковной архитектуры не только в городе Кирове, но и в области. 

Похожие материалы по теме