Становление и первый расцвет
Обитель стала одной из первых в Вятском крае. Ее основал выходец из архангельских крестьян преподобный Трифон Вятский. По его предложению жители 5 вятских городов написали царю Иоанну Васильевичу челобитную с просьбой о создании монастыря. В июне 1580 года царь дал преподобному грамоту на строительство обители и отвел для нее землю старого городского кладбища с двумя ветхими церквями. Также царь пожаловал вятский монастырь "безданно и безоброчно" селами и деревнями с людьми, пашнями, лугами и озерами. Его сын благоверный царь Феодор Иоаннович в знак особого благоволения отправил в дар вятской обители двенадцать подвод с иконами, книгами, ризами и разной церковной утварью. Даровал он монастырю и богатые земельные владения, в частности, Вобловицкую волость и незаселенные земли в Казанском уезде, где было впоследствии основано селение Полянки (Вятские Поляны). Пустующие земли монастырь заселял крестьянами из Вобловицкой волости, способствуя освоению обширного малозаселенного края.
Богатые пожертвования и доходы с земель позволили преподобному Трифону построить в монастыре 4 храма. Первый храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы был сплавлен по реке Вятке из города Слободского. Через некоторое время был построен второй, более вместительный, Успенский собор. Затем последовали Иоанно-Предтеченский и надвратный Никольский храмы. К началу XVII века были также построены 14 келий для монахов, колокольня, хозяйственные постройки - погреба, житницы, поварня с хлебней и квасоварня. Монастырь был обнесен деревянной оградой, имевшей с северной стороны два входа, один из которых назывался Святыми вратами. С восточной стороны Успенского собора стояла деревянная часовня над ключом. За монастырскими стенами располагались конюшенный и скотный дворы.
Преподобный Трифон ввел строгий общежительный устав, по которому у всех монахов была общая трапеза, имущество, запрещалось винопитие, никто не мог ходить в гости или приглашать к себе гостей. В монастыре ежедневно совершались службы. Такая строгость была не по нраву старшей братии и святого изгнали из обители - лишь в 1612 году, в конце жизни, он смог возвратиться и упокоиться в основанном им монастыре.
С 1600 года настоятели обители носили сан архимандритов. В XVII веке значение первого монастыря Вятской земли росло. Для управления вотчинами посылались старцы, которые основывали новые поселения, привлекали в них крестьян из соседних земель. Помимо хозяйственного освоения края, монастырь вел миссионерскую и просветительскую деятельность. На вотчинных землях строились храмы и часовни, монахи Трифоновой обители основывали новые обители в округе. Обитель стала также культурным и книжным центром Вятской земли - здесь послушники и монахи обучались грамоте, переписывали и составляли новые труды, уже в начале века сложилась богатая библиотека с более чем 140 книгами.
Значительные средства позволяли обители быстро восстанавливать постройки после пожаров и начать дорогостоящее каменное строительство. В 1684-1689 годах на месте деревянного был воздвигнут каменный Успенский собор. Главные работы по возведению каменного ансамбля пришлись на начало XVIII века - в камне были построены в 1692-1695 годах Святые ворота с надвратной Никольской церковью; в 1711-1717 годах Трехсвятительская церковь; в 1714 году колокольня; в 1717-1725 годах Братский корпус; в 1719 году Настоятельский корпус; в 1728 году Благовещенская церковь; в тот же период были возведены ограды с башнями.
Закрытие в советские годы
21 сентября 1918 года по распоряжению советской власти монастырь был ликвидирован, причем иноки были высланы в Пермскую губернию еще в конце августа-начале сентября того года. В стенах обители разместились госпиталь, склад изъятых церковных ценностей, советско-партийная школа. Под угрозой закрытия оказались все монастырские храмы. Только благодаря активной деятельности Юлии Лавровской в декабре 1918 года была организована община, в ведение которой перешло имущество монастыря. На 1921 год в обители еще держалась православная община под руководством исповедника владыки Виктора (Островидова). Но в 1923 году обновленцы при поддержке официальных властей захватили Успенский собор, а другие монастырские храмы были переданы различным организациям.
В 1929 году Успенский собор был окончательно отобран у верующих. Монастырские колокола были отданы на переплавку. Вещи и богослужебные предметы из храмов были проданы или переданы Губернскому музею и Архивбюро. Как "лом драгметаллов" была сдана государству серебряная рака святого Трифона. В церквях, за исключением Успенского собора, были уничтожены иконостасы. Та же участь постигла деревянную часовню над источником. Было осквернено и уничтожено монастырское кладбище. В 1935 году была разобрана колокольня и часть монастырской ограды. Началась перестройка монастырских храмов и зданий. В 1942 году были разобраны на кирпич угловые башни и южная стена.
В храмах и монастырских постройках разместились архивохранилище, прачечная, столовая, хлебопекарня, обувная мастерская, различные учебные заведения, общежитие, коммунальные квартиры. В послевоенные годы здесь, кроме того, находились проектная контора, планетарий, курсы повышения квалификации работников культуры, отдел краеведческого музея, реставрационные мастерские. Значительную часть территории монастыря занимали литейный и чугунный цеха Электромеханического завода.
Начиная с 1940-х годов верующие начали обращаться к властям с просьбой вернуть им Успенский собор. Они предлагали на собственные средства отреставрировать разрушающиеся храмы монастыря, а для архива купить другое здание и перенести в него все архивные дела. На все прошения верующих власти отвечали что "собор занят и о его передаче не может быть и речи."
Монастырские постройки быстро разрушались. Восстановительные работы начались только в 1950-е годы, но до 1980-х годов эта работа велась фрагментарно. Так, здание Успенского собора не отапливалось, стекла были выбиты, архивные дела и стены покрывались слоем влаги и плесени, а зимой - изморозью и льдом. В 1980-е годы силами Кировских реставрационных мастерских была отреставрирована Трехсвятительская церковь, восстановлена Юго-восточная башня, воссозданы южный участок ограды с воротами, Северо-западная башня, поварня.
Возрождение
В 1988 году, после провозглашения политики перестройки и гласности, в обществе встал вопрос о дальнейшей судьбе монастырского ансамбля. В поддержку открытия собора было собрано более 12 тысяч подписей. В апреле 1989 году Успенский собор был передан Кировской епархии в безвозмездное пользование, а в августе 1991 года Кировский облисполком принял постановление о передаче всего ансамбля монастыря епархиальному управлению. Вскоре после этого был освящен Успенский собор, который стал кафедральным храмом епархии. Через месяц, 25 сентября 1991 года, Священный Синод благословил открытие Свято-Успенского Трифонова мужского монастыря.
После передачи монастырского ансамбля в ведение епархии были отреставрированы палаты настоятеля и братский корпус (в котором разместились Епархиальное управление и Вятское духовное училище), восстановлена колокольня, срублена надкладезная часовня. К визиту патриарха Алексия в 1994 году был заново расписан Успенский собор, восстановлен иконостас, купола покрыты медью и т. д. Была восстановлена Никольская надвратная церковь, благоукрашен прилегающий участок, начались работы в Благовещенской и Трехсвятительской церквях. В 2004 году на пожертвования благотворителей был отлит колокол весом 3,5 тонны – в то время самый большой в епархии.
ссылка на источник http://drevo-info.ru/articles/21071.html