й.
В Чепецк актеры привезли спекталь "Казанова". Сюжет спектакля рассказывает о лучшем любовнике всех времён, о его похождениях ходят легенды. Прожженный бабник и повеса, не обходящий стороною ни один дом и не один женский монастырь. Он Джакомбо Казанова. О близости с ним мечтала каждая женщина. На восторженные призывы «Казанова, моя окно открыто» лениво отвечающий: «Дорогая моя, окон много, а времени так мало!». Первый раз в жизни он по-настоящему влюбляется, встретив достойную соперницу в амурных делах – венецианскую красавицу Франческу, которая не в силах устоять перед чарами знаменитого соблазнителя.
Главную роль в спектакле сыграл Александр Пашутин, народный артист России. С великим артистом нам удалось поговорить о российском кино, о войне, о смерти Андрея Панина.
Александр Сергеевич, Вы сыграли более 130 разноплановых ролей. Четкое количество сказать, к сожалению, не могу.
Знаете, и я тоже не смогу вам назвать эту цифру (смеется).
Какая роль Вам ближе?
Ой, трудно сказать. Я отвечу, наверное, как каждый артист. Есть любимые картины, есть и любимые роли. Но все роли, как дети. Трудно что-то выделить, все любишь одинаково.
А давайте тогда сосредоточимся на Ваших любимых картинах.
Я люблю фильм "Парад планет", "Премия". В этой киноленте была первая моя роль, которая стала моей визитной карточной в актерской деятельности. "Анкор, ещё анкор!" - в этом фильме я сыграл КГБшника. Если брать из последних, то мой любимый фильм "На безымянной высоте", где я сыграл старшину. Вообще зрители меня по разным картинам узнают. Некоторые, такие "пацаны", узнают меня по фильму "Боец". Я играл человека, который сидел и вышел из тюрьмы через 17 лет. Съемки проходили в настоящей тюрьме. А вот один из моих поклонников запомнил мою роль в фильме «Белый Бим - Чёрное ухо». Там роль у меня небольшая. Я понял одно - если даже маленькой роли ты отдаешься целиком, наполняешь как сосуд, то тебя запомнят. Вспомнить даже Раневскую, где она играла в небольших эпизодах. Сейчас мы не помним название тех фильмов, зато ее помним. Потому что в каждой роли она была такой живой и такой настоящей. Поэтому актеру нужно следовать этому завету: даже в маленькой роли играть так, чтобы тебя запомнили.
Я знаю, что Вы в свое время учились в Суворовском училище. Так вот Владимир Мединский, министр культуры, в начале года заявил, что патриотичные и духовные фильмы будет финансировать государство. Как Вы к этому относитесь?
После 90-х годов вся идеология разрушилась. В такой стране, как Россия, она должна быть. Нам есть чему научить нашу молодежь. Я сам - ребенок войны. Поэтому знаю, что помнить о патриотизме нужно и нельзя забывать своих героев. Сейчас снимают фильмы об Афганистане, но все знают, что это была неправедная война. Гордиться ею не стоит. Но историю не перепишешь: было три слабоумных человека, которым нечего было делать. Это Брежнев, Андропов и Устинов. Они раскопали этот муравейник, а мы до сих пор все это хлебаем. Так вот о них сейчас мало кто помнит. Вот вы помните, кто был первым секретарем райкома? Нет. Знаете, в чем ужас? Я часто бываю во многих городах и заметил, что памятник Ленину везде есть. Кроме того, названия улиц до сих пор носят коммунистический характер. Я, когда приезжаю на гастроли, спрашиваю адрес гостиницы, в которой буду останавливаться. Каждый раз меня шокирует, что она находится, например, на ул. Карла Либнехта или Карла Маркса.
Для Кирова это тоже острая проблема. У нас не один месяц идут споры о том, что нужно или не нужно переименовывать улицы.
Надо. Что эти люди сделали для государства? Ведь названия присваивал не народ, а партийное руководство, которого уже давно нет. Слава Богу, что встречаются иногда такие улицы, как Гоголя, Пушкина. Нужно весь этот коммунизм бесславный стряхнуть с себя.
Александр Сергеевич, так получилось, что мы с вами встретились практически в преддверии 9 мая. Что вы пожелаете школьникам, которые потихоньку забывают о том, что было.
Каждую семью коснулось это горе. Забывая об этом, мы предаем память своих предков. Мои внуки тоже знают, я им рассказывал о своих воспоминаниях. Винить их нельзя, сейчас новое поколение, которое интересуют машины, айпады и т.д. Но помнить об этом нужно.
Не могу не спросить вас о новости, которая шокировала всю страну: смерть Андрея Панина. Следом за ним умер Валерий Золотухин.
По поводу Андрея Панина, мне кажется, что у него был синдром, который присущ многим российским актерам: синдром Галкина. Человек просто переработал. Хотя говорили, что это убийство. Я в это не верю, ведь этим делом занялись следователи очень высокого уровня, которые бы уже нашли того, кто это сделал. Его директор говорил, что Андрей четыре месяца не вылезал из Ялты - работал по 12 часов в сутки. Это немыслимо. Тоже самое было и с Галкиным. Я знаю, как это происходит. Ты начинаешь ждать, когда сможешь отдохнуть от такой работы. Я расслабляюсь в спортзале, а другие пьют. А платят сегодня неплохо. Все зависит от актера. Загнать себя может любой. Тем более наши продюсеры хотят все за меньшее количество времени. Мне вот предложили недавно также сниматься по 12 часов в сутки, но я отказался. Мне мое здоровье дороже.
Александр Пашутин: в театре нужно жить, как в зоне - никого не боятся, никому не верить и ни у кого ничего не просить.
То есть профессия актер все-таки для души или для зарабатывания денег?
По-разному. Представьте, что у вас молодой муж - актер. Ему может не хочется сниматься в каком-то "мыле", а вы говорите: "Дорогой, где мы с тобой жить будем? Всю жизнь у моих родителей. А я что-то устала, видишь у меня кожа какая-то бледная, нужно отдохнуть где-нибудь". И он начинает вкалывать, чтобы ни в чем не нуждаться. Есть картины для души. Я не позволяю себе долго отдыхать, я обеспечиваю маму, которой недавно исполнилось 90 лет.
90 лет - это целая эпоха.
Это точно. Поэтому я рад, что могу ее обеспечивать и за ней ухаживать. Это на Западе актер может сняться в одной картине и потом пять лет ничего не делать. А у нас только снялся, свои финансовые дырки заткнул и дальше впрягайся.
Почему у нас так все третируют российское кино?
Представьте, что вы продюсер. Вам в кино невыгодно вкладывать свои деньги. Хочется, чтобы кино приносило прибыль, но, к сожалению, это не всегда получается. Зато телепроекты прибыль приносят за счет рекламы. Вот фильм "Легенда №17" очень хорошо раскручивают. И вроде людям нравится. Но хороших режиссеров мало.
А может причина в том, что талантливые молодые режиссеры не могут выбиться?
Прежде всего сценарий должен быть интересным. Тогда будут те, кто проспонсирует этот фильм. Вот я сейчас смотрю на рекламу сериала "Небесные ласточки" и понимаю, что он какой-то неправдивый получился. Если вспомнить старые фильмы о войне, то разница сразу видна. У них была это правда. "Небесные ласточки" - это слишком клиповый сериал. Я вижу оператора, а я не должен его видеть.
А в "Небесных ласточках" очень много исторических неточностей?
Честно скажу, что я еще не смотрел сериал. Но из рекламы вижу, какие они все хорошенькие с накрашенными губками. Сравнить с фильмом "20 дней без войны". Вот это эталон. А не то, что мы сейчас видим: девушек с Арбата. Их с шеста сняли, одели и отправили сниматься.
И напоследок, пожелания читателям:
Берегите своих родственников и друзей. Друзья очень много значат в нашей жизни.