Кировчане побывали в «Городе мастеров»

В минувшие выходные в Выставочном зале Художественного музея было весело и многолюдно: там проходил очередной праздник народных промыслов «Город мастеров». Помимо знакомства с работами декоративно-прикладного искусства, посетители выставки могли посетить мастер-классы по пряничной росписи, росписи керамики, лепки из глины и другим ремеслам, послушать этническую музыку, посмотреть на мастерство исполнения славянских и корякских танцев и даже поучаствовать в этом процессе. На празднике можно было выпить чашку китайского чая или насладиться вкусом итальянского кофе.  А главное - научиться чему-то самим или приобрести памятный сувенир, что изъявили желание сделать не только кировчане, но и зарубежные гости.

Удался ли праздник, мы спросили у организатора мероприятия, Алексея Лаптева.

«В эмоциональном плане я остался доволен. С другой стороны, и участников могло быть больше, и посетителей", - отметил Алексей Лаптев, организатор выставки-ярмарки «Город мастеров».

О том, насколько важен «Город мастеров» для его непосредственных участников, легко ли стать мастером своего дела, насколько значимо для них свое мастерство, мы узнали у непосредственных участников мероприятия.

«Вообще-то я работаю музыкальным руководителем в детском саду, а пряничная роспись — мое увлечение, а возможно, даже что-то большее, - поделилась Светлана Захлестина. - Мы очень долго готовились к этой ярмарке, ломали голову над тем, чем удивить кировчан. Подсказала идею мама: а почему не хочешь взять тему русских матрешек, гармошек, балалаек, валенок, медведей? Это такая благодатная, яркая и красивая тема. Так и появились экспонаты для этой выставки».

- Давно ли занимаетесь росписью пряников? Как возникла идея?

- Не так давно. Эту идею подсказал мне сын, который у меня очень большой рукодельник. Он часто приносит домой новые интересные идеи. Однажды, когда он принес домой пряники и я попробовала их расписать, то не могла с тех пор от них оторваться. Я поняла, что это действительно мое. Сын тогда сказал: «Мама, ей богу, или ты пряники ждала, или пряники — тебя». Так пошло и пошло, и идет до сих пор.

- Насколько важно, из какого теста выпечены пряники?

- Это важно. Мы испробовали многие рецепты: начинали с архангельских козуль, но тесто получалось очень сухим и быстро черствело, сейчас мы выпекаем имбирные пряники. Во-первых, тесто более мягкое, во-вторых, по вкусу они отлично подходят и к чаю, и к кофе.

Те, кто побывал у нас в гостях, обычно говорят: как упоительно у вас пахнет, даже уходить не хочется. Этот аромат создается благодаря целому букету специй, которые заказываем даже из других городов.

- В чем заключается технология росписи?

- Технология росписи очень проста: вместо карандашей используется пакетик с сахарной глазурью (из сахарной пудры, яичного белка и пищевых красителей). Чем ярче палитра, тем красивей получатся пряники.

На выставке были представлены изделия декоративно-прикладного искусства и народных промыслов, проходили арт-мастерские и мастер-классы по пряничной росписи, лепке из глины, изготовлению традиционной народной куклы, сосудов из можжевельника, авторских светильников-котов, авторских изделий из кожи и кости, авторских блокнотов и открыток и так далее.

Много ли времени нужно на то, чтобы освоить то или иное мастерство? Насколько это сложно? Как осуществляется реализация готовой продукции?

Для Любови Скрябиной, изготовителя изделий из ивового прута, - это и профессия, и увлечение одновременно. «Занимаюсь этим не так давно — восьмой год, этот срок невелик, поскольку настоящие мастера имеют гораздо больший опыт», - отметила Любовь Михайловна.

- Легко ли овладеть этим мастерством?

- И просто, и сложно одновременно. Для тех, кто быстро усваивает новое, — это покажется не так сложно.

- А что самое сложное в Вашей работе?

- Самое сложное — изготовление маленьких изделий. Средних и крупных размеров изделия делать гораздо легче, но и там есть своя специфика укладывания толстого длинного прута. Непросто также сохранить материал, - это, пожалуй, самое трудное и важное.

- Где реализуете свою продукцию?

- В Кирове и Кирово-Чепецке, а также на выставках-ярмарках, в которых мы регулярно участвуем.

У каждого мастера — своя неповторимая история, заслуживающая внимания.

«Занимаюсь резьбой ложек уже 5 лет. Идея возникла очень даже интересно: мой прадед, владимирский крестьянин, которого я в глаза даже не видел, зимой в отходном промысле занимался резьбой ложек. Видимо, и мне это передалось как-то. И выйдя на пенсию, я начал заниматься этим делом. Вот такая предыстория», - рассказал Виктор Наумов, в прошлом - дальнобойщик. - Что интересно, мне нравится это, как будто я всю жизнь этим занимался. Я знаю, когда какое дерево и в какое время надо свалить, как разделать древесину, чтобы она не потрескалась.

- А какое время лучше для заготовки древесины?

- Оптимальное для этого время — февраль — тогда дерево становится крепче. Такая древесина идет на изготовление изделий, требующих большой крепости: обувные рожки, разливные ложки, ковши банные; а толстые сучья идут на изготовление столовых и десертных ложек, то есть тонкостей очень много, но мне, видимо, их прадед, подсказывает.

- Ваш труд полностью ручной?

- На 70 процентов это ручной труд.

- А какую древесину используете?

- Для изготовления ложек используется исключительно береза. Причем после того, как изделие готово, я его пропитываю в масляном жидком лаке, сушу, шкурю и калю в печи, поэтому ложки служат 10 - 15 лет.

- Хороший ли доход приносит Ваше увлечение?

- Мое увлечение — неплохая прибавка к пенсии. Я не привык бездельничать и лежать на диване, поэтому зимой занимаюсь резьбой, а на лето у меня 27 соток земли. Во-первых, зима становится короткой, она у меня буквально две недели: смотрю — уже весна настала. Вятский мужик не может сидеть без дела. Чем лежать и пьянствовать, лучше сделать что-то полезное и для себя, и для близких.

«Делаю изделия из можжевельника. Этот материал выделяет фитонциды — ароматические вещества, оказывающие легкое профилактическое действие, - рассказал Константин Ильин, тренер-преподаватель парусного спорта в Белой Холунице. - Занимаюсь этим давно, но особых успехов нет: сложности с реализацией. Надо заниматься этим делом постоянно, но на это нужно время, которого почти не остается от своей основной работы. Хотелось бы больше делать для людей, но пока не получается. Невостребованность добивает. Но надежда и вдохновение никогда не покидает».

Особой изюминкой выставки стали работы художницы Нелли Карасевой, уроженки города Архангельска, - изделия изо льна.

«Я приехала в Киров очень давно, в 1990 году, училась в Вятском художественном училище им. А.А.Рылова, занимаюсь живописью и акварелью, а не так давно увлеклась текстилем — росписью по льну и декором одежды и сумок народными материалами. Ручная работа меня очень привлекает, - рассказала Нелли Карасева. - Все работы я делаю в одном экземпляре. Я считаю, что каждый человек уникален, и каждому понравится своя вещь, он будет носить ее с радостью несколько лет. В каждую работу я вкладываю свои душевные силы, но делаю это с радостью».

- Легко ли обучиться этому мастерству?

- Я специально этим вещам не училась, но мое художественное образование в этом помогает. Я имею представление о композиции, о цвете и так далее, поэтому все получилось как бы само собой. Также это мой дополнительный заработок.

Свои работы экспонирую периодически на выставках — городских, областных, зональной выставке «Российский Север». Поскольку эта ярмарка этническая, я не принесла картин, в основном здесь представлены сумки ручной работы и одежда.

По словам организатора мероприятия, Алексея Лаптева, участники выставки-ярмарки остались довольны прошедшим мероприятием. "Возможно, было не очень удобно работать гостям, приехавшим издалека", - отметил Алексей.

Не исключено, что Выставочный зал Краеведческого музея станет традиционной площадкой для таких мероприятий. Возможно, она будет совмещена с Ночью музеев, которая пройдет 18 мая текущего года. «Город мастеров» повторится в День города, 12 июня, в еще большем масштабе, чем прежде.

Похожие материалы по теме