Что представляют собой коллекционные марки
Коллекционные почтовые марки - это марки, несущие определенную коллекционную ценность, маленькую или большую. Чтобы марка стала коллекционной, она должна соответствовать нескольким критериям:
1. Марка должна быть утверждена уполномоченной организацией какой-либо страны официальным средством почтовой оплаты какой-либо страны. Некоторые коллекционеры предъявляют еще более суровые требования - чтоб марка прошла почту и была погашена печатью.
2. Второе - марка должна обладать определенной сохранностью. Выделяют три типа сохранности марки:
- Чистая марка - имеет обозначение (**) две звездочки. Марка не погашена, на оборотной стороне имеется оригинальный клей.
- Чистая марка с наклейкой - имеет обозначение (*) одна звездочка. Марка не погашена, но по каким-либо причинам имеет повреждение клея (наклеивалась или приклеилась сама).
- Гашенная марка — имеет обозначение(.) кружок с точкой в центре. Марка погашена почтовым штемпелем, на оборотную сторону в таком случае внимания не обращают.
3. Все марки должны быть в отличном состоянии и не иметь надрывов, тонких мест, проколов, загрязнений, грибка на клее, для зубцовых марок все зубчики должны быть на месте, марки без зубцов должны иметь поле не менее половины расстояния между марками на листе. Марки с дефектами имеют крайне низкую стоимость и некоторые коллекционеры не допускают их в свои коллекции. Исключение составляют крайне редкие экземпляры.
Филателия
Почтовая марка является объектом ФИЛАТЕЛИИ – области человеческих увлечений или занятий. Объектами филателии являются также марки гербового сбора, цельные вещи (конверты, карточки, формуляры с напечатанными почтовыми марками), оттиски календарных, рекламных, специальных и других почтовых штемпелей, включая оттиски франкировальных машин, телеграммы, почтовые формуляры, квитанции, наклейки и ярлыки, а также другие материалы, относящиеся к различным аспектам деятельности почтовых ведомств и администраций.
Филателия возникла во второй половине 1840-х гг. после появления почтовых марок. По мере развития этого увлекательного увлечения появлялись естественным образом крупные КОЛЛЕКЦИОНЕРЫ, создавшие весьма внушительные коллекции почтовых марок всего мира. Легендой того романтического периода стал французский коллекционер Филипп Феррари (1848-1917), собрание которого содержало все известные тогда филателистические редкости. Он обладал огромным состоянием и для пополнения своей коллекции искал марки по всему свету, покупая не только отдельные раритеты, но и целые собрания других известных коллекционеров, например, таких, как барона Ротшильда. В 1921-25 состоялось 14 распродаж и всего за коллекцию Феррари было выручено более 400 тыс. фунтов стерлингов.
К числу известных РОССИЙСКИХ ФИЛАТЕЛИСТОВ того времени следует отнести Ф. Л. Брейтфуса (1851-1907), жившего в Петербурге. Собрание Тэмплинга было передано им в Британскую библиотеку в Лондоне и послужило основой при формировании национальной филателистической коллекции Великобритании. Из всех выдающихся филателистических собраний начала 20 в. в полном виде до настоящего времени сохранилась лишь эта. Другим выдающимся российским филателистом был А. К. Фаберже (сын знаменитого ювелирного мастера К. Г. Фаберже), обладавший уникальным собранием марок и цельных вещей Российской империи. Его коллекция вне конкурса экспонировалась в 1933 на Международной выставке в Вене и произвела фурор в мировой филателии. Это собрание было распродано в 1939 на аукционе в Лондоне.
Отрасли филателии
Все началось с «генеральной коллекции». Каждый коллекционер стремился иметь в своём альбоме комплект почтовых марок всего мира. Уже в 80-х гг. прошлого столетия появились первые любители, специализировавшие свои коллекции по отдельным странам или группе стран, начавшие исследовать отдельные выпуски. А вскоре стало очевидно, что коллекции "всего мира" собрать не под силу уже никому. Так в филателии стали выделяться отдельные отрасли.
С созданием регулярной авиапочтовой службы возникла новая отрасль коллекционирования — авиафилателия: собирание авиапочтовых отправлений, документированных применявшимися по этим случаям штемпелями; собирание знаков почтовой оплаты, памятных марок и цельных вещей; собирание цеппелинных марок и почтовых отправлений, перевезённых дирижаблями. После второй мировой войны к этому прибавилось коллекционирование марок, штемпелей и цельных вещей вертолётной воздушной почты, а также отправлений, доставлявшихся во время пробных ракетных полётов.
Примерно в 1925 г. некоторые коллекционеры стали собирать марки не по странам, а по темам, выраженным в их рисунках. Лет двадцать их презрительно именовали «собирателями картинок» и вообще не признавали за ними права называться филателистами. Хотя в тематической коллекции трудно отобразить результаты филателистических исследований, она всё же может служить ценным познавательным материалом.
В 1945 г. в филателии выделилась ещё одна отрасль — документальное коллекционирование. Здесь почтовая марка уже не является единственным объектом собирания. Документальные коллекции призваны отобразить с возможно большей точностью историю страны или города в определённый отрезок времени. Кроме марок и цельных вещей, в них включаются газетные вырезки, фотографии, рекламные открытки, плакаты, официальные документы и всё прочее, что типично для данной темы.
Специальной отраслью филателии является коллекционирование открыток-максимумов («карт-максимумов»), которое практикуется уже свыше 60 лет. Собирание таких открыток пользуется особенной популярностью во Франции, Италия, Польше, Скандинавских странах, Бельгии и Соединённых Штатах Америки.
Настоящая открытка-максимум должна отвечать следующим требованиям: рисунок на открытке и изображение на почтовой марке должны быть одинаковыми и, более того, по возможности объект, изображённый на открытке и на марке, должен быть показан в одном ракурсе. Первой заботой филателистов, занимающихся этим видом коллекционирования, становится подыскание подходящей открытки при появлении новой марки. Сравнительно просто эта проблема разрешается в том случае, если на марке дана репродукция какой-нибудь картины, так как многие из них воспроизведены на открытках.
Марка наклеивается на один из углов лицевой стороны открытки и гасится штемпелем. При этом строго соблюдается условие: применяемый штемпель обязательно должен иметь отношение к рисунку на открытке и на марке. Скажем, на открытке-максимуме с изображением портрета какого-нибудь известного лица может быть сделан оттиск штемпеля места его рождения, смерти или долголетнего пребывания. Желательно гашение специальными памятными штемпелями. Для открыток с изображением архитектурных сооружений и подобных сюжетов могут применяться лишь штемпеля того пункта, где эти Сооружения находятся. Если на открытке изображено какое-либо определённое судно, то лучше всего гасить её штемпелем соответствующего судового почтового отделения.
Самая дорогая коллекционная марка
Одна из самых дорогих и редких марок в мире - шведская Treskilling Yellow. Марка уже много раз меняла хозяев, и каждый раз ее цена оказывалась рекордной. В конце 90-х гг. она была продана неизвестному коллекционеру за 1,5 миллиона евро. А начиналось все с символической суммы в семь крон - именно за столько шведский школьник продал эту марку в 1885 г. Хотя предметом охоты коллекционеров она стала еще раньше - со времен своего выпуска в 1855 г. Что в марке такого необычного? Все дело в том, что в типографии по счастливой для филателистов случайности перепутали печатные пластины. В итоге партию обычно зеленых марок в три шиллинга покрасили в желтый цвет, который предназначался для марок номиналом в восемь шиллингов. Ошибка в цвете и уникальность экземпляра (из той партии осталась только одна марка) сделали эту вещь желанной для многих коллекционеров мира.
Оценивая масштабность совершенной покупки, можно вспомнить о самой дорогой русской марке - "Тифлисской унике", проданной в 2008 году за 480 тысяч евро.
Вот так филателисты во всём мире занимаются собиранием своих коллекций. Одна из них редко бывает похожа на другую, так как мало что носит такой резкий отпечаток индивидуальности, как коллекция почтовых марок. Если не принимать во внимание минимальных требований, которым должна отвечать любая выставленная коллекция, то не существует никаких «патентованных правил» того, как она должна быть построена.
Значимость филателии
Само явление филателии обладает особой социальной значимостью, которая проявляется в том числе в том, что собирание почтовых марок положительно сказывается на поведении детей и подростков. Польские врачи в шестидесятые годы обратили внимание своих зарубежных коллег на доказанные многолетней практикой многочисленные случаи более быстрой и успешной реабилитации детей, перенесших серьезные операции, когда в послеоперационный период их вовлекали в собирание марок. Немецкие педагоги также подметили, что школьники, увлекающиеся собиранием почтовых марок, делают значительно большие по сравнению со своими одноклассниками успехи в изучении истории и географии.
Многие приравнивают филателию к науке или даже искусству, основываясь на действительно значимых аргументах: филателия важна не только в качестве педагогического пособия, помогающего юношеству знакомиться с географией, с общей историей, с историей искусств, с иностранными языками, но и безотносительно, так как почтовые марки являются несомненно памятниками данного момента истории.