История развития дошкольного воспитания в Вятском крае с 1866 по 1945 год

В «Памятной книжке Вятской губернии за 1866 и 1867 годы» встречается сообщение о Вятском губернском приюте, существовавшем на средства благотворительного общества. Вятский приют предназначался «не для детей-сирот, а для детей поселян и дворовых, которые во время дневных работ их родителей или родственников по необходимости оставались без присмотра и попечения, лишены способов нравственного образования и сверх того подвергаются всяким несчастным случаям»

В «Памятной книжке Вятской губернии за 1866 и 1867 годы» встречается сообщение о Вятском губернском приюте, существовавшем на средства благотворительного общества. Вятский приют предназначался «не для детей-сирот, а для детей поселян и дворовых, которые во время дневных работ их родителей или родственников по необходимости оставались без присмотра и попечения, лишены способов нравственного образования и сверх того подвергаются всяким несчастным случаям» (§ I – устава приюта). Дети в возрасте от 3 до 9 лет (§ II) приводились в приют, кроме воскресных дней и больших праздников, имели обед, полдник и платье на всё время пребывания. Согласно уставу «каждый день в положенное время родители являются в заведение для принятия детей обратно». Немногочисленные наставники детей – попечительница Н. П. Компанейщикова, директор И. И. Драверт, а чаще всего надзиратель или дьякон – осуществляли призор, попечение и нравственное образование детей.

С понятием «детский сад» в Вятке мы встречаемся гораздо позднее – в 1911 г. «Вятские епархиальные ведомости» (1912. № 2) сообщили о том, что в губернской публичной библиотеке состоялся праздник рождественской ёлки. Чем же это событие привлекло внимание местной хроники? Тем, что ёлка в библиотеке была праздником первого в Вятке частного детсада К. А. Лупповой.

Детский сад – это учебно-воспитательное учреждение (подобное школе) для маленьких детей дошкольного возраста от 3 до 7 лет, организованное по идее Фребеля. В детский сад дети собираются с 9–10 часов утра и остаются здесь до 2–3 часов дня. Дети все это время заняты разнообразными работами, которые исполняются ими, как игры и развлечения: строением разных фигур из кубиков и корзинок, приготовлением из картона и лучинок игрушечной мебели, работой из гороха и лучинок, лепкой из глины. Работы эти чередуются с подвижными играми, дается также некоторое знакомство с названиями окружающих предметов по-французски и немецки».

Сад, открытый К. А. Лупповой 1 октября 1911 г., посещало 30 детей, и помещался он в квартире устроительницы на Всехсвятской улице в доме Якубовского (ныне ул. Дерендяева, 59).

Вторым детским садом, открытым в феврале 1914 г. на средства благотворительного общества, был Вятский бесплатный детский сад. Его посещало 94 ребёнка – дети рабочих, подёнщиков, мелких служащих. Сад не имел постоянного помещения, дети ютились то в народном доме трезвости (ныне Кооперативный пер., 4), то в доме комитета трудовой помощи (ныне Протезно-ортопедический завод), то в фойе кинотеатра «Колизей». Дети получали горячий завтрак: чашку супа с хлебом и кружку чая с молоком и сахаром.
Детские сады влачили жалкое существование, ибо ассигнования, отпускаемые по смете Министерства просвещения, составляли 1 коп. в год на ребёнка. Вятский детский сад не был в этом смысле исключением. Такой учебно-воспитательной работой было охвачено в дореволюционной Вятке 124 ребёнка. А жизнь многих тысяч ребятишек из подвалов и чердаков, из рабочих казарм и крестьянских изб была столь же беспросветной и тяжкой, как жизнь миллионов детей царской России.

Коренное изменение в постановке дошкольного воспитания принесла Октябрьская революция. Впервые в истории были созданы условия для развития общественного дошкольного воспитания. Уже 9 ноября 1917 г. декретом Совнаркома была утверждена Государственная комиссия по просвещению со специальным отделом, которому предстояло заниматься вопросами дошкольного воспитания и помощью детям.

По сохранившимся отчётам можно составить представление об организации детей, распорядке их дня, занятиях. Вот несколько выписок. Руководительницы площадки Р. В. Окишева и К. К. Владимирова пишут: «В нашей группе насчитывалось 70 человек мальчиков и девочек возрастом от 2,5 до 6 лет. Во время плохой погоды вели занятия в кинотеатре “Колизей”. Порядок дня в группе был такой: дети собирались с 10 часов утра до половины 11. Свои завтраки они убирали в отдельное помещение, затем собирались на площадке и занимались гимнастикой. Потом начинались беседы с детьми, хороводы, ручной труд, в 12 часов – завтрак, затем дети предоставлялись сами себе, им выдавали игрушки, они катали колёса, рылись в песке, возили его, сеяли, строили крепости. Было грустно наблюдать, как дети 5-6 лет стряпали хлеба, торговали ими, провозили муку, отнимая её по дороге друг у друга». Из песен дети знали: «Расскажи-ка нам, Ванюша», «Летели 2 птички», «Хорошо, привольно рыбке», «Как пошёл наш козёл», «Грушица», «Слети к нам, тихий вечер».

Дети охотно играли привычным материалом: песком, камешками, палочками. В играх детей отражалась тяжёлая действительность: игры в жуликов и нищих, в постройку церкви, религиозные праздники, похороны, поездки за мукой, торговлю хлебом и карточками. Дети первых революционных лет несли на себе отпечаток своего нелёгкого быта и, случалось, были безучастны ко всему, кроме еды. Ведь первые годы работы совпали с тяжелейшими годами Гражданской войны, голода и разрухи.

Из воспоминаний Калерии Николаевны Сильвинской «О детских садах и детских площадках»: «01.09.18 я была принята роно ст. Вятка-II на должность руководителя детским садом. Вместе с Лупповой Верой Александровной (дочь К. А. Лупповой. – Т. Б.) принялись за организацию. Не было ни помещения, ни мебели, ничего не было! Наконец, дали нам помещение – верх дома Любимовой по ул. Раздерихинской (ул. Труда, 23). В комнатах много солнца, при доме – садик. Мы в восторге. Когда у нас было всё оборудовано, нам предложили освободить помещение для воинской части. Жаль было расставаться с устроенным помещением и размещаться в верхней части дома по ул. Владимирской (ул. К. Маркса, 32).

Часто в детском саду бывало и холодно (нет дров) и голодно (один хлеб), и без воды сидели. Однако постепенно дети начали привыкать  и любить детский сад. Сначала дети называли детский сад “приютом”. Дети дежурили, накрывали на столы, старшие мыли посуду, мыли пол, помогали умываться малышам, полюбили заниматься, играть, очень любили праздники».

«Население, относившееся ранее с недоверием к дошкольному воспитанию, – говорилось в телеграмме дошкольного отдела в Москву, – теперь само уже идёт навстречу начинаниям подотдела. Необходимо шире раскинуть сеть детских учреждений. Есть местности в губернии, где крестьяне приводят детей за 5–7 вёрст и оставляют в садах на несколько дней. Вследствие того, что дошкольных работников у нас ещё крайне мало, удовлетворить потребность населения в детских садах мы ещё не можем».

Несмотря на все недостатки и трудности в работе опытных садов, сам факт их создания был очень важен, так как требовал от воспитателей вдумчивого подхода к вопросам воспитания и содержанию работы, анализу дошкольной теории и практики. И по-прежнему ни на один день не сходил с повестки вопрос о профессиональной подготовке. Большую помощь в этом направлении оказывал Вятский институт народного образования, в частности, его 1-й отдел – дошкольный. Надо отметить, что отбор кадров для детских садов был строгий. Так, в результате проведённых в октябре 1920 г. дошкольных курсов слушателям было устроено месячное испытание, после которого 76 человек из 100 были направлены на работу в сады и очаги города и уездов. Остальным был дан отвод как не подходящим к дошкольной работе в смысле общего развития и физического состояния. На последующих курсах слушателям предлагалось написание рефератов и курсовых работ по самым разнообразным темам: «Значение детского сада», «Значение игры», «Особенности детских представлений», «Творчество и воображение», «Внимание детей», «Ручной труд» и так далее. Результатом работы, проделанной в течение 1920 – 1921 гг. явилась 4-я губернская дошкольная конференция, проходившая со 2 по 6 сентября 1921 г. Конференцией были освещены теоретические и практические вопросы о методах изучения ребёнка, развитии речи, игре и труде детей, изучении природы в детских садах.

Надо отметить, что конец 1921 г., а именно ноябрь, принёс нерадостную весть дошкольным работникам Вятки, да и всей республике. Распоряжением Наркомпрода дети в дошкольных учреждениях снимались с государственного питания. «Это распоряжение центра, – говорилось в отчёте губернского отдела дошкольного воспитания с августа 1921 г. по февраль 1922 г., – безусловно вызвано тяжёлыми экономическими условиями, постигшим страну неурожаем. Перед дошкольными работниками встал большой вопрос: будут существовать теперь дошкольные учреждения или закроются сами собой. Действительность в настоящий момент показала, что ряды дошкольников-малышей поредели. В первую очередь отошли дети бедноты, так как, по рассуждениям родителей “если не кормят, то нечего и обувь рвать” ».

В 1925 г. из 20 детских садов 10 – организовано в городе, 11 – в районах. Кроме того, имелось 72 детские площадки в сельской местности.

В 1926 г. работало 22 детских сада.

В 1927 г. 24 детских сада принимали 1 034 детей и 89 площадок – 987 детей.

Учреждения дошкольного воспитания в этот период группировались по двум направлениям: стационарного характера (детские сады и очаги) и подвижного характера (детские площадки). Несмотря на то, что сеть дошкольных учреждений с конца 1924 г. постоянно росла, всё же детскими садами было охвачено лишь 0,6 % детей дошкольного возраста.

Надо отметить, что 1 октября 1934 г. в Вятском районе и городе было 43 детских сада, из них в городе – 27, на 1 января 1935 г. числилось 29 детских садов, на 1 октября 1936 г. – 32. Кроме стационарной сети, с мая по октябрь 1934 г. функционировало 88 детских площадок, из них 17 – в городе, 71 – в сельской местности. Причём многие сады города постоянно шефствовали над детскими садами сельской местности. Это детские сады № 5 «Октябрёнок», № 6, детсад НКВД и им. М. Гельца.

В этот период стали практиковаться двухгодичные вечерние курсы без отрыва от производства как форма повышения квалификации дошкольных работников.

Похожие материалы по теме