С докладом на тему: «Роль системы образования в реализации «Стратегии социально-экономического развития Кировской области до 2020 года»» выступил заместитель Председателя Правительства Кировской области А.А. Галицких. По словам докладчика, главной целью развития системы образования является построение современной модели, позволяющей каждому человеку получить качественное и доступное образование на любом уровне вне зависимости от места проживания, которое даст возможность устроиться по профессии и достойно реализовать себя.
На достижение поставленной цели направлены мероприятия областной целевой программы «Развитие образования Кировской области на 2012-2015 годы». В рамках программы проводится целенаправленная работа по изменению структуры подготовки кадров, которая стала более ориентирована на потребности рынка труда и предприятий – заказчиков кадров.
С 2013 года будут применены новые подходы в формирования государственного задания на подготовку кадров в учреждениях начального и среднего профессионального образования. В текущем году Правительством области создан координационный совет, который призван согласовывать контрольные цифры приема обучающихся за счет средств бюджета области, определенные с учетом потребности экономики. Как отметил Александр Александрович, задача ресурсного обеспечения учреждений, повышения качества профессионального образования решается путем развития сети ресурсных центров профессионального образования. Сейчас на территории области функционируют 10 таких центров. В них сконцентрирована современная учебно-материальная база, созданы условия для организации образовательного процесса с использованием высокотехнологичного оборудования, стажировки педагогических работников профильных образовательных учреждений, подготовки и переподготовки незанятого и высвобождаемого населения. Дальнейшее развитие профессионального образования предполагается через создание эффективного механизма взаимодействия работодателей и учреждений профобразования, интеграцию ряда образовательных программ с реальным производством. «К сожалению, сегодня нет объективной оценки расчетов потребности в рабочих кадрах по отраслям. Заказ на подготовку специалистов должен формироваться на основе запроса бизнессообщества», - констатировал А.А. Галицких.
В продолжение темы выступил глава Департамента образования Кировской области А.М. Чурин. Он рассказал о проблемах и перспективах развития кадрового потенциала системы образования. По состоянию на январь 2013 года в образовательных учреждениях области имеется 581 вакансия. Из школьных вакансий 19% учителей математики, 19% иностранного языка, 11% учителей начальных классов, 7% учителей русского языка и литературы. С целью привлечения в отрасль молодых кадров в рамках областных, ведомственных целевых программ и внепрограммной деятельности педагогам предоставляются меры социальной поддержки в виде социальных выплат, денежных вознаграждений, пособий, премий Правительства области.
В результате реализации мер, направленных на привлечение в отрасль «Образование» молодежи, интерес к учительской профессии стал постепенно повышаться. Например, вырос конкурс практически на все педагогические специальности в ВятГГУ в 2012 году и доходил до 12 человек на место.
«Мы считаем, что в решении кадрового вопроса должна повыситься роль руководителей образовательных учреждений. Начинать готовить будущих учителей надо уже в школе, проводя раннюю профориентацию и ориентируя старшеклассников на выбор педагогических специальностей», - отметил Анатолий Михайлович. «Одаренные и способные школьники должны быть ориентированы на поступление в кировские вузы», - добавил В.Т. Юнгблюд.
В этот день участники Совета также заслушали выступления о перспективах приема в ВятГГУ на направления подготовки УГСН «образование и педагогика» в 2013, о результатах промежуточной аттестации студентов, обучающихся по педагогическим направлениям на основе целевой контрактной подготовки, обсудили основные направления деятельности Совета по педагогическому образованию ВятГГУ на 2013 год, приняли резолюцию.
«У нас с вами есть существенные и реальные возможности по решению всех поставленных задач», - сказал в заключение заседания ректор ВятГГУ В.Т. Юнгблюд.