Что такое:: бейсджампинг

Просто прыгать с парашютом или болтаться на тарзанке любителям экстрима стало неинтересно. Тогда они решили объединить эти виды экстремальных развлечений: парашют и фиксированные объекты. Так появился бейсджампинг.

Что это такое

Бейсджампинг (англ. BASE jumping) — экстремальный вид спорта, в котором используется специальный парашют для прыжков с фиксированных объектов.

Спортсменов, занимающихся этим видом экстремального спорта, называют бейсджамперами или просто бейсерами. Это люди с действительно стальными нервами, потому что бейсджампинг считается наиболее опасным видом прыжков с парашютом и рассматривается как крайне экстремальный спорт.

Появление и распространение

Революционными для прыжков с фиксированных объектов стали 1979 и 1080 годы, когда все больше скайдайверов пробовали свои силы в прыжках, для совершения которых не требовалось подниматься на летательном средстве в воздух.

В 1979 году экстемалами Джоном Ноаком, Дейвом Блаттелом, Робином Хейдом и Карлом Бенишем был совершен прыжок с моста Royal George в Колорадо. В 1980 году были проведены некоторые эксперименты со скоростью потока воздуха при отделении. Родившаяся идея была сродни прыжкам на лыжах с трамплинов, когда прыгуна уносило так далеко, что это приравнивало их к прыжкам с самолета.

Но, несмотря на постоянные эксперименты, в целом, оставались близки к прыжкам с самолета. Исключение было лишь в наличии жестких временных рамок, отделении без потока и открытий парашютов точно по направлению прыжка.

Конец 1980 года знаменовался окончанием многочисленных экспериментов и открытий в прыжках с неподвижных объектов и началом дальнейшего развития бейсджампинга как самостоятельного и полноценного вида экстремального спорта. Популярность прыжков с фиксированных объектов медленно, но верно росла, чему способствовали и СМИ, представлявшие бейсджампинг как поиск острых ощущений. На тот момент численность любителей прыжков насчитывала около 500 человек по всему миру.

В январе 1981 года было введено четыре возможных категории неподвижных объектов для прыжков: здания, антенны, балки и земля. Была создана американская ассоциация Base-jumping`а, которая позиционировала бейсджампинг именно как спорт, а не простое трюкачество. Ассоциация стала информационным и мультимедиа-центром, обеспечивающим информацией спортсменов и всех заинтересованных лиц.

Снаряжение

В 1980 и 1981 годах все еще использовалось обычное снаряжение для прыжков с самолетов. Но в то же время было разработано специальное снаряжение, подходящее для объектов относительно небольшой высоты. Главным фактором была скорость открытия парашюта, очень важная для человека, совершающего прыжок с неподвижного объекта. Поэтому на основе обычного скайдайверского ранца был создан первый липучечный контейнер, который эту скорость мог обеспечить.

Высота, с которой осуществляются прыжки, варьируется от 40 до 1000 метров. Чем ниже объект, тем опаснее считается прыжок и тем выше считается мастерство джампера. Основная сложность бейсджампинга, которая и добавляет опасности прыжкам, заключается в том, чтобы быстро раскрыть парашют. Сделать это надо за несколько секунд в самом начале прыжка. Поэтому для бейсджампинга используют специально разработанные парашюты, которые принципиально отличаются от обычных. Запасного парашюта тоже нет, так как на такой небольшой высоте, если не откроется главный парашют, запасным воспользоваться просто не получится из-за нехватки времени. Вообще, в бейсджампинге никаких страхующих приборов нет.

К тому же, приземление в бейсджампинге обычно осуществляется на ограниченные поверхности, что требует от прыгуна большого опыта и большого мастерства пилотирования парашюта. Пытаться самостоятельно совершать бейс-прыжки, без соответствующего оборудования и навыков — чистой воды самоубийство. В лучшем случае, вы останетесь инвалидом. Но, к сожалению, статистика такова, что ошибки во время бейс-прыжка чаще заканчиваются летальных исходом.

Отличие от парашютного спорта

Парашютный спорт — прародитель бейсджампинга. Но «яблочко от яблони» упало довольно далеко. Во-первых, различие состоит в том, что прыжки с парашютом осуществляются из летательных аппаратов на больших высотах, а бейс-прыжки — с относительно невысоких объектов, с приземлением в непосредственной близости от высоты, с которой совершался прыжок. Соответственно, из-за различий в высоте, джамперы редко достигают такой скорости падения, как в парашютном спорте.

Парашютисты используют воздушный поток для стабилизации полета, чтобы принять правильное положение тела перед открытием парашюта. Во время бейс-прыжка джампер имеет меньше шансов стабилизировать полет за счет воздушного потока из-за небольшой высоты и скорости падения. Поэтому, в худшем случае, падение может перейти в неконтролируемое вращение. Вот почему для бейсджампера большее значение имеет положение тела в момент прыжка и сила, с которой он отталкивается от объекта — это все и определяет стабильность тела в первые секунды полета, до тех пор, пока джампер не наберет достаточную скорость, чтобы стабилизироваться за счет воздушного потока. Особенно важен этот момент в прыжках с низких высот, где первые секунды оказываются решающими.

Если же падение все же перешло в неконтролируемое вращение, джампер, скорее всего, уже не сможет принять правильную позицию перед открытием парашюта. Раскрыв парашют во время неконтролируемого вращения, прыгун имеет высокие шансы запутаться в стропах и вызвать полный отказ парашюта. Или развернуться в неправильном направлении относительно объекта. В парашютном спорте исправить такую ситуацию не проблема, но в бейсджампинге такая ситуация увеличивает риск столкновения с объектом, что чревато серьезными травмами и даже летальным исходом.

При прыжках с парашютом, раскрывать парашют надо на высоте не ниже 600 метров. При усредненных подсчетах, парашютист достигнет земли с этой точки за 11 секунд. Бейс-прыжки же обычно совершаются с высоты менее 600 метров, и время у прыгунов ограничено. Чтобы прыжок завершился успешно, парашют надо раскрыть вовремя, буквально, каждая секунда имеет значение. Правда, за короткое время скорость падения не успеет сильно развиться, скорость падения будет примерно в 2 раза ниже, чем при классическом прыжке с парашютом.

Имеет значение и скорость открытия парашюта, ведь каждая секунда на счету. Классическая парашютная система, не предназначенная для бейс-прыжков, раскрывает купол с потерей высоты в 100-200 метров. Парашюты же для бейсджампинга раскрываются за 15-40 метров. Для бейс-прыжков разработано специальное оборудование, парашюты, парашютные ранцы, большие вытяжные парашюты. Но, обычно, парашютная система в сборе имеет лишь основной парашют и не имеет запасного. Он не предусмотрен потому, что не имеет смысла на таких низких высотах. Ну и, как говорилось, нет и страхующих приборов.

Для приземления после классического прыжка с парашютом, парашютисты приземляются на специально подготовленную площадку (если не случается форс-мажорных ситуаций). В бейсджампинге приземляться приходится куда придется, обычно на сильно ограниченные площадки, что требует серьезных навыков управления парашютом.

Какие бывают прыжки

1. «Пайлот-шут-ассист» (или просто «ассист»). Для выполнения прыжка нужен ассистент, который будет держать вытяжной парашют в руке до полного вытягивания строп, стоя на месте совершения прыжка. Есть разновидность «ассиста» - когда парашют прикрепляется к чему-либо на месте совершения прыжка обрывной стропой. Применяется при прыжках с небольших высот или в том случае, когда необходимо быстрое открытие парашюта. Так же, такой прыжок практикуется на начальном уровне обучения бейсджампингу.

2. «Фрифол». Самый распространенный вид бейс-прыжков. Джампер самостоятельно раскрывает парашют после отделения от площадки: прыгун выбрасывает вытяжной парашют либо из специального кармана на парашютном ранце, либо из руки.

3. Групповые бейс-прыжки. Это очень зрелищный трюк. Но при его выполнении уровень риска сильно возрастает. Поэтому подобные прыжки выполняются только очень опытными спортсменами.

4. «Макконки» (или «Ролл овер»). Для этого прыжка купол свешивается с площадки перед джампером, прыжок совершается через переднее сальто. Главное в прыжке — не упасть в купол после сальто. Практикуется прыжок в штиль. Есть разновидность такого прыжка, известная как «ютадроп», когда парашют раскачивается рукой или при помощи ветра, а джампер прыгает между куполом и объектом.

5. Бейс-акробатика. Очень опасный трюк, требующий большого профессионализма. Это выполнение разнообразных акробатических упражнений в свободном падении до момента раскрытия парашюта. Выполняется обычно на максимальных для бейс-джампинга высотах.

6. «Вронг вэй». При выполнении этого прыжка парашютный ранец надевается не на спину, а на грудь. Соответственно, после раскрытия парашюта джампер летит спиной вперед.

7. Вингсьют. Это прыжки в специальном костюме, который моделирует форму птичьего крыла, создающего подъемную силу. Это не вертикальные прыжки. В вингсьюте джампер может пролетать довольно большие расстояния, в зависимости от высоты прыжка.

Отношение властей и требования

В нашей стране бейсджампинг никогда не запрещали. Но вот прыгать возможно только с высотных строек или подобных индустриальных объектов. А проникновение на объект, который является частной или государственной собственностью, карается законом. Исключение — официально разрешенные мероприятия. К тому же, джамперов может постигнуть административная ответственность за правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность. Но это в России. В некоторых других странах такие прыжки без специального разрешения расцениваются как хулиганство.

Да и внутри самого бейс-сообщества существуют ограничения на прием желающих заниматься бейсджампингом. Но ограничения эти касаются, скорее, опыта и адекватности. Необходимо:

-150-20 прыжков с самолета на парашютах типа «крыло»

-уверенные навыки пилотирования таких куполов, построение глиссады захода и точностные навыки вообще

-осознанное понимание того, для чего вы хотите заниматься этим спортом

-осознание риска и возможных последствий

Если вы соответствуете этим требованиям и имеете желание заняться бейсджампингом, сообщество бейс-прыгунов будет радо видеть вас в своих рядах.

Photo by Lane Smith on Unsplash

Похожие материалы по теме

Метро Санкт-Петербурга: История, интересные факты и практическое руководство

Метро Санкт-Петербурга — не только удобный способ передвижения, но и настоящая достопримечательность, известная своей глубиной и уникальной архитектурой станций.

Системы газового пожаротушения

Установки газового пожаротушения – возможность  быстро и эффективно нейтрализовать очаг возгорания.