70-е гг. принято считать началом зарождения танцевальной культуры. В первую очередь к уличным направлениям танцев принято считать брейк, поппинг, локинг, хип-хоп и хаус а также некоторые другие.
На определенном этапе уличные танцы попали в клубы и создали так называемую клубную танцевальную культуру.
Для всей уличной танцевальной культуры характерна свобода самовыражения, креативность и соревновательный дух. Именно эти качества привлекают в свои ряды все больше и больше танцоров.
Безусловно, люди начали танцевать еще с самых древних времен. Нам известны народные и социально-бытовые танцы. Их отличительной чертой является отсутствие четко выраженных заученных движений и приветствуется самовыражение и импровизация. Люди также танцевали и на улице. Родиной уличных танцев принято считать Америку, а точнее Лос-Анджелес, Нью-Йорк - два центра, где независимо друг от друга зародились два эти направления впоследствии ставшие мейнстримом.
Почему именно этот период породил новые танцевальные направления. Здесь есть два фактора:
1) Это то, что именно 60-е гг. стали периодом активизации чернокожего населения, его борьбой против сегрегации, борьбой за гражданские права.
2) С другой стороны, появляется новое направление музыки - фанк. Основоположниками этого стиля стали Джеймс Браун, Джордж Клинтон, Слай Стоун. Музыка фанк характеризуется кричащим вокалом, большим количеством синкопов.
Локинг
Началось все в 1969-1970 годах в Лос-Анджелесе. Именно с локинга начинается вся уличная танцевальная культура.
Основателем стиля является Дон Кемпбелл. Легенда гласит, что Дон не особо умел танцевать, и приходя в клубы, он пытался повторить движения за бывалыми танцорами. Когда он останавливался, чтобы вспонмит, что ему делать дальше, то его друзьям наблюдавшим за ним, понравились эти остановки и они предложили использовать их специально. Так и появился такой стиль как локинг. Этот стиль отличает размашистые движения руками, обилие трюков, фишек, ну и конечно ритмичная остановка рук - так называемый лок, что в переводе с английского означает "замок". Также сильно выделяла локеров и их одежда: яркие и большие шляпы, широкие штаны с подтяжками крест-накрест, высокие гетры, тогда в их среде это было очень ярко и модно.
Локинг выходит в массы после танца в эфире популярного американского шоу Soul Train.
Затем Дон Кемпбелл собирает команду The Lockers и они колесят по всей стране, участвуют в шоу с Фрэнком Синатрой, Биллом Косби и учат локингу людей.
Другие имена, кто принял участие в развитии этого стиля были Джимми Фостер, Грег Поуп, Джеймс Хиггинс, Фред Берри, Тони Льюис и др. Именно четкая техника позволяет назвать локинг первым танцевальным уличным стилем.
Паппинг
Не только шоу Soul Train было популярно в 60-е гг, но и такое шоу, как Lost in Space. В этом шоу актеры-мимы изображали роботов. Они вдохновили многих танцоров и среди них был Сэм Соломон, который соединил локинг и стиль робота, создав новый стиль паппинг. Отличительная черта этого стиля в том, что у него более сухое звучание и выделенная сильная доля. Сэм танцевал движения робота, оформляя их движениями своих мышц, каждый раз фиксируя их при остановке. Каждый раз он произносил слово "пап", что и дало название стилю. Спустя два года синтезировав движения паппинга и локинга появляется еще один стиль электрик бугалу. Сэм создает свою команду, которая называется "Electric Boogaloos". Именно это команда считается визитной карточкой паппинга. Эта команда также попала на шоу Soul Train.
Теперь обратимся к другому центру танцевальной культуры - Нью-Йорку. Именно с этим городом ассоциируется такое танцевальное направление, как брейк.
Брейк
К началу 70-х годов 20 века Бронкс представлял собой трущобы, которые населяли люди отчаявшиеся до предела. В их жизни было мало хорошего и одним из положительных моментов были дискотеки. Тогда еще первые диджеи устраивали дискотеки в школах, парках, общественных центрах.
В 1972-1973 году стали выделяться вечеринки, которые устраивал Африка Бамбаата со своими друзьями Кулом Херком и Грандмастером Флэшем. Они стали первыми диджеями, кто начал сводить музыкальные композиции друг с другом. Местная молодежь была в восторге, поэтому они пользовались большой популярностью. Диджеи ставили так называемые брейки - то есть музыкальные фрагменты без слов между куплетами с обилием ударных ритмов, длившиеся иногда минут по десять, тогда толпа расступалась и образовывала круг, впуская туда танцоров. Люди показывали на что они способны, используя элементы танца на полу. Это направление назвали брейкингом.
Хип-хоп
Годом окончательного становления этого направления принято считать 1974 год. Это была целая культура - помимо танца туда входило граффити, мс` инг - умение вести мероприятие, выполняя приблизительно ту же роль, что и конферансье на профессиональных концертах. Отметим одну особенность, которая выделила хип-хоп в отдельную субкультуру. В те годы хипхоп призывал к миру, творчеству и любви. Африка Бамбаата призывал людей выяснять отношения не оружием, а танцами. это было новым веянием и это сработало. Растет число танцевальных коллективов и команд - crew. Самыми известными стали “Rock Steady Crew”, “New York City Breakers”, “Dynamic Rockers”, “Increadible Breakers”.
Крамп
Крамп многие считают одним из направлений хип-хоп культуры. Стиль позаимствовал элементы из верхнего брейка и си-волка. Крамп зародился в южных районах Лос-Анджелеса. также есть одна из версий, что это аббревиатура (Kingdom Radically Uplifted Might Praise).
Kingdom – королевство. Это наш внутренний мир в танце. Наши чувства, наши эмоции, наши мысли – все в этом «царстве».
Radically – коренной. Это то, что присутствует в человеке с рождения. Когда обычные люди смотрят на танцоров, зачастую они ошибочно думают, что не смогут так же. Каждый человек может освободить свой дух и почувствовать его силу, у каждого это заложено внутри. Просто надо прислушаться к себе, к внутренним ощущениям и поверить в себя.
Uplifted – подъем. Это то, что дает тебе танец. Когда мы танцуем, мы накручиваем свое эмоциональное состояние, поднимая силу своего духа и веру в себя, остальные подбадривают танцора в этом, выкриками, или толкая, усиливая, как бы говоря давай сделай это, покажи что у тебя внутри, выплесни это наружу!
Might – сила, во всех ее проявлениях. Это может быть сила воина, бьющегося в сражении, и сила монаха находящегося в покое или даже сила животной агрессии, находящейся у нас внутри, любая сила веры в себя, выраженная через танец. Для того чтоб удержать ее внутри и усилить внешне, мы используем мышечное напряжение, которое позволяет нам ощутить силу всем телом и почувствовать контроль над ним.
Praise – хвалить, восхвалять. Praise dance – это обращение к Богу через танец (молитва), мы можем просить его о чем либо или же благодарить за то что у нас есть.
Сегодня эти субкультуры нашли своих поклонников по всему миру, к тому же проводятся различные соревнования, баттлы, джемы, устраиваются очень крупные мировые фестивали. Среди них Juste Debout, Hip-hop International, Battlezone. Кроме этого, телеиндустрия активно показывает танцевальные фильмы, появляются отдельные каналы, пропагандирующие эту культуру, появляются специализированные школы и ассоциациит по танцам различных направлений.
Уличная танцевальная культура сегодня приобрела оттенок коммерции, так как на ней неплохо зарабатывают, поэтому очень многие традиции стали забываться, хотя сегодня есть люди, которые вновь взялись за возрождение традиций, особенно в нашей стране. Уличная танцевальная культура - это прекрасный шанс проявить себя.